Министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй официально поддержала действия полиции, задержавшей в лондонском аэропорту "Хитроу" бразильца Давида Миранду - партнера корреспондента The Guardian Гленна Гринвальда, сотрудничавшего с беглым экс-сотрудником ЦРУ и АНБ США Эдвардом Сноуденом, который получил временное убежище в России.
Полиция обязана вмешиваться, если в чьем-то распоряжении оказывается "украденная информация конфиденциального и опасного характера, которая может помочь террористам, поставить под угрозу жизни или привести к гибели людей", цитирует министра Русская служба ВВС.
"В таком случае полиция должна иметь возможность действовать, и закон дает ей такую возможность, - подчеркнула Мэй. - Мне сообщили заранее, что существует возможность задержания в аэропорту. Но мы живем в стране, где решения о задержании или аресте принимаю не я, как министр внутренних дел, а полиция".
Скотланд-Ярд также настаивает, что задержание Миранды было проведено "законно и с соблюдением всех необходимых процедур", на время допроса бразильцу "были предложены услуги адвоката, на дознании присутствовал солиситор (категория адвокатов в Британии, имеющих право работать юрисконсультами и вести судебные дела в судах низших инстанций - прим. NEWSru.ru)".
Сам бразилец уже заявил о намерении подать в суд на британскую полицию, так как считает свое задержание незаконным. При этом Миранда утверждал, что на время задержания и допроса ему даже не предоставили переводчика. А его партнер Гринвальд назвал задержание Миранды "запугиванием и травлей" и связал произошедшее со своими публикациями на основе документов, переданных ему Сноуденом.
Действия принятого в Британии в 2000 году "Акта о борьбе с терроризмом", на основании которого задержали Миранду, распространяется на аэропорты, порты и приграничные зоны и позволяет задерживать людей на срок до девяти часов, однако обязывает применять эту меру уместно и пропорционально, а также предусматривает независимую проверку таких случаев, отмечается в публикации.
Между тем, лорд Фэлконер, бывший лорд-канцлер Великобритании, заявил, что указанный закон "не распространяется на Миранду ни по букве, ни по духу", так как тот, очевидно, "не готовит, не инспирирует и не заказывает терроризм", пишет The Guardian.
Британское правительство, очевидно, перешло в агрессивное наступление, чтобы оправдать то, как обошлись с Мирандой в "Хитроу", полагает издание, выдержку из статьи которого публикует InoPressa.ru.
Вашингтон удивлен и уверяет, что ни при чем
Американское руководство тем временем дистанцировалось от скандала с задержанием Миранды и действий британского правительства в отношении газеты The Guardian, которая с начала июня публикует разоблачения Сноудена о работе спецслужб США, отмечается в той же статье.
В понедельник Вашингтон дал понять, что не имел отношения к задержанию Миранды в Лондоне. Второе заявление Белого дома было сделано после того, как The Guardian объявила, что "высокопоставленные лица из британского правительства потребовали уничтожить или выдать жесткие диски, на которых содержится часть секретных материалов, "слитых" в прессу Эдвардом Сноуденом".
"Белый дом выразил удивление сообщением об уничтожении жестких дисков", - говорится в новой публикации. "Очень трудно вообразить сценарий событий, при котором такое было бы уместно", - так официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест ответил на вопрос, стала бы администрация Барака Обамы отправлять госслужащих в редакцию какого-либо американского СМИ и уничтожать жесткие диски даже во имя национальной безопасности.
По сведениям The Independent, The Guardian получала запросы уничтожить или выдать материалы Сноудена британским властям по личному указанию премьер-министра Дэвида Кэмерона.
Кэмерон поставил задачу секретарю кабинета сэру Джереми Хейвуду добиться от The Guardian передачи властям информации, полученной от Сноудена, а также поручил некому "очень высокопоставленному госслужащему" связаться с редакцией этой газеты, чтобы предупредить о серьезности последствий для нее в случае отказа от сотрудничества, пишет издание со ссылкой на неназванные источники в правительстве Соединенного Королевства.
"Ясное одобрение" эти действиям выражали также заместитель главы правительства Ник Клегг и глава МИД Уильям Хейг, отмечается в статье. Это дает понять, насколько опасными для Соединенного Королевства официальный Лондон считает попавшие в руки журналистов секретные документы американского Агентства национальной безопасности, указывает The Independent.
В британском правительстве между тем настаивают, что действия властей, желавших "получить обратно" или заблокировать новые утечки документов от Сноудена, носили довольно мягкий характер, ведь никаких запретов не накладывалось и никто не был арестован, отмечает ИТАР-ТАСС.
Глава британского парламентского Комитета по разведке и безопасности (Intelligence and Security Committee, ISC) бывший глава МИДа сэр Малькольм Рифкинд указал со своей стороны, что главный редактор The Guardian Алан Расбриджер не подал в суд на действия властей после того, как были уничтожены диски с информацией, на основе которой издание публиковало "разоблачения". Расбриджер осознавал, что данная сверхсекретная информация не была получена легальным путем, поэтому 20 июля и был обеспечен беспрецедентный доступ спецслужб в лондонскую редакцию газеты, полагает Рифкинд.
Расбриджер ранее рассказал, что в тот день в редакции под надзором двух экспертов из Центра правительственной связи состоялась операция, которую он назвал "странно-бессмысленным символическим жестом". Ранее он пояснил властям: уничтожение дисков не помешает его изданию освещать материалы Сноудена, так как другие копии хранятся в Бразилии и США.