Министерство обороны Польши обнародовало на видеохостинге YouTube запись встречи бывшего премьер-министра страны Дональда Туска с Владимиром Путиным, который на тот момент занимал пост главы правительства РФ, после крушения под Смоленском самолета Ту-154, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский.
На видео можно заметить, что встреча проходит поздним вечером, предположительно, на месте крушения авиалайнера. Путина сопровождает Сергей Шойгу, который тогда занимал пост главы МЧС, и несколько десятков чиновников. Большую часть беседы с Туском через переводчика ведет именно Шойгу, который рассказывает польскому чиновнику подробности катастрофы.
В частности, исходя из видеозаписи, экс-руководитель МЧС РФ, а ныне министр обороны, объясняет Туску, что если бы самолет продолжил движение еще 800 метров, то мог бы столкнуться со зданием, где расположены фабричные цеха. Также Шойгу рассказал и о траектории падения президентского воздушного судна.
"В результате в 200 метрах отсюда произошло первое столкновение с землей. И за счет того, что у него были выпущены шасси, он, естественно, перевернулся, и все это здесь произошло, после чего произошло возгорание", - пояснил Шойгу, добавив, что возгорание было потушено в течение 7 минут.
О существовании видеозаписи "тайной" встречи Дональда Туска с Владимиром Путиным, состоявшейся в день авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, 18 октября заявил министр обороны Польши Антони Мацеревич в интервью изданию Gazeta Polska.
В тот же день Мацеревич отметил, что версия катастрофы, которую представили польскому премьеру, не соответствовала выводам, озвученным позже Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) и комиссией экс-министра внутренних дел Польши Ежи Миллера.
Он обратил внимание на то, что в рассказе Путина, судя по видеозаписи, не было "ни слова о березе (которую, по данным расследования, самолет задел крылом. - Прим. NEWSru.ru), ни о том, что самолет перевернулся на спину".
"Ключевым моментом является то, что тогдашний разговор Путина и Шойгу противоречит выводам МАК и комиссии Миллера. Демонстрирует совершенно иной ход трагедии", - подчеркнул Мацеревич во время разговора с журналистами.
Выводы МАК о том, что к разрушению левого полукрыла самолета и интенсивному кренению влево привело столкновение с березой, были озвучены через девять месяцев после того, как комитет приступил к расследованию катастрофы, отмечают журналисты.
В середине сентября польская специальная комиссия, занимающаяся расследованием причин авиакатастрофы под Смоленском, нашла ряд нестыковок в материалах дела. По словам главы комиссии Вацлава Берчиньского, в частности, стало известно, что после крушения обломки самолета были перемещены.
Кроме того, при сопоставлении вариантов записей с "черных ящиков" выяснилось, что из российского варианта вырезаны пять секунд записи, а из польского - три секунды. При изучении оригинала были обнаружены "сигналы о неисправности первого двигателя, генератора и выхода из строя высотомеров".
Один из руководителей комиссии Казимеж Новачик заявил, что на основании полученных данных специалисты сделали вывод о начале разрушения самолета, на котором летел Качиньский, еще в воздухе, до непосредственного удара о землю. Он отметил, что части конструкции воздушного судна упали на землю в 60 метрах перед березой, в которую врезался падавший самолет. При этом на многих фрагментах были следы огня и копоти.
Кроме того, Новачик сообщил, что на записях голосового самописца, который фиксировал переговоры в кабине пилота, не слышно голоса командующего Военно-воздушными силами Польши генерала Анджея Бласика. Ранее сообщалось, что в кабине, кроме экипажа, находился посторонний, при этом называли как раз имя Бласика.
Ранее Мацеревич объявил о решении рассекретить архивные материалы, касающиеся гибели польского президента. Речь идет о документах, которые необходимы для представления объективного хода событий, и решений предыдущей комиссии, расследовавшей катастрофу.
В сентябре также стало известно, что Польша готовит новые обвинения российским диспетчерам по делу о катастрофе 2010 года. Как утверждает польская сторона, есть основания для того, чтобы подозревать диспетчеров в умышленном доведении рейса до катастрофы в воздухе.
Авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском произошла 10 апреля 2010 года. В итоге погибли все 96 человек, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга. Делегация высокопоставленных лиц летела на траурные мероприятия в Катыни. Расследование вели как российская, так и польская сторона.