Лейпцигский институт рыночных исследований подсчитал, что на востоке Германии лишь 44% граждан верят в эффективность демократии
Архив NEWSru.ru
Лейпцигский институт рыночных исследований подсчитал, что на востоке Германии лишь 44% граждан верят в эффективность демократии
 
 
 
Лейпцигский институт рыночных исследований подсчитал, что на востоке Германии лишь 44% граждан верят в эффективность демократии
Архив NEWSru.ru

Лейпцигский институт рыночных исследований подсчитал, что на востоке Германии лишь 44% граждан верят в эффективность демократии. На западе – пока еще около двух третей. Но и подобные цифры для страны, которая считает себя одной из самых стабильных в мире и гордится своим политическим порядком, выстроенным после нацистской диктатуры, выглядят не утешительно, пишет Die Zeit.

Результаты статистических исследований доказывают глубокую неуверенность, которая охватила немцев в связи с пришедшими вместе с глобализацией изменениями прошлых лет. Многие граждане видят или чувствуют угрозу своему экономическому или социальному существованию. Страхом охвачены не только представители низших слоев общества и незащищенные слои населения, но и представители среднего класса, на который раньше опиралась демократическая система (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Когда такие крупные концерны, как Daimler, BMW или Deutsche Bank, несмотря на миллиардную прибыль, сокращают число рабочих мест, а другие компании переносят производство за границу; когда банки в ходе беспорядочных спекуляций с сомнительными американскими ипотечными кредитами теряют сотни миллиардов; когда топ-менеджеры, несмотря на грубые промахи, зарабатывают миллионы, а другие прячут от налогов свою прибыль; когда многие не в состоянии прожить на свою зарплату – доверие к государству пропадает. Вот уже несколько лет политика больше не кажется способной взять во внимание все эти тенденции и по возможности противостоять им или, по крайней мере, предотвратить их худшие последствия, пишет Die Zeit. Герхард Шредер попытался при помощи своей программы по реформированию приспособить социальную систему к этим новым вызовам.

Но поскольку он навязал народу реформы силой, вместо того чтобы убедить граждан в их необходимости, многие чувствуют себя сегодня лишенными своего имущества и прежде всего безопасности.

После формирования "большой коалиции" в 2005 году непродолжительное время существовала надежда, что ХДС вместе с СДПГ примутся за продолжение необходимых реформ, перенеся их на более широкую общественную базу, без вечных перебранок между правительством и оппозицией, осознавая общую ответственность перед страной.

Но эта надежда давно улетучилась, освободив место более глубокому разочарованию.

Согласно опросу, лишь 38% граждан доверяют федеральному правительству, а партиям в бундестаге – всего 22%. Слабым утешение для них становится то, что вера в другие общественные институты, такие как Церковь или профсоюзы, вообще исчезла.

Все это не означает, что немцы сомневаются в сути самой демократии и скучают по "эффективной" диктатуре а-ля Китай или бывшей системе в ГДР. Но это значит, что политика при помощи действий, а не просто при помощи реализации интересов партии, должна снова добиться доверия граждан.

О том, что надежда еще не до конца потеряна, свидетельствует еще один результат проведенного опроса: молодые немцы в возрасте от 18 до 29 лет, несмотря ни на что, демонстрируют больше доверия демократии и рыночной экономике, чем более зрелые респонденты. Возможно, потому, что им еще не приходилось так часто испытывать разочарование.