Президент Барак Обама не исключил возможность привлечения к суду бывших официальных лиц министерства юстиции, признавших правомерность пыток
MSNBC
Президент Барак Обама не исключил возможность привлечения к суду бывших официальных лиц министерства юстиции, признавших правомерность пыток
 
 
 
Президент Барак Обама не исключил возможность привлечения к суду бывших официальных лиц министерства юстиции, признавших правомерность пыток
MSNBC

Президент Барак Обама не исключил возможность привлечения к суду бывших официальных лиц Министерства юстиции, признавших правомерность пыток, к которым прибегали сотрудники ЦРУ при допросах подозреваемых в терроризме.

"Я не думаю, что уместно будет подвергнуть наказанию тех, кто непосредственно совершал такие действия, опираясь на юридические заключения (Минюста) или руководящие наставления, которые были предоставлены им Белым домом, - отметил глава администрации в беседе с журналистами после встречи с королем Иордании Абдаллой II, передает ИТАР-ТАСС. - Что же касается тех, кто формулировал эти юридические обоснования, то в отношении них должен принять решение генеральный прокурор, основываясь на положениях различных законов. Я не хочу это предрешать".

На прошлой неделе по распоряжению Обамы были преданы гласности некоторые засекреченные документы, подготовленные в Минюсте при прежней администрации Джорджа Буша.

В них со ссылкой на проводимую кампанию по борьбе с террором высказывалось мнение, что применение спецслужбами крайних методов допросов допустимо для получения важной информации, которая позволит предотвратить новые теракты. В том числе можно прибегать к утапливанию - насильственному погружению человека в воду.

Согласно признанию, сделанному в прошлом году на Капитолийском холме бывшим директором ЦРУ Майклом Хейденом, в период с 2002 по 2006 годы его сотрудники задержали и подвергли допросам около 100 человек.

К примерно трети из них применялись крайние методы дознания. Трое подвергались утапливанию.

Обама подписал 22 января - всего через два дня после своей инаугурации - указ о запрещении пыток в отношении тех, кто находится в руках военных или спецслужб, и о закрытии тюрем, которые были тайно созданы ЦРУ за рубежом с целью выбивания информации из задержанных.

Как указал Обама 21 апреля, по его убеждению, подготовленные в Минюсте секретные документы показали, что "мы утрачиваем моральные ценности". "Вот почему я прекратил эти программы, предусматривающие пытки", - добавил он.

Судить Буша и Чейни

Можно ли судить высших политических руководителей прежней республиканской администрации США за ту фактическую политику пыток, которая проводилась в последние годы американскими спецслужбами под флагом борьбы с международным терроризмом?

Как передает ИТАР-ТАСС, вопросами на эту тему журналисты, аккредитованные при Белом доме, битый час терзали во вторник, 21 апреля, на регулярном брифинге пресс-секретаря Барака Обамы Роберта Гиббса.

Четкого ответа они так и не добились, хотя складывалось впечатление, что в целом Гиббс считает подобный вариант развития событий скорее маловероятным.

Поводом для расспросов послужило посещение Обамой накануне штаб-квартиры ЦРУ и его заявление о том, что рядовые оперативники, проводившие "допросы с пристрастием", но исходившие при этом из заверений юристов, что это законно, не должны привлекаться к ответу за свои действия.

Репортеры допытывались, оставляет ли это открытой возможность судебного преследования тех самых юристов, а также и политических руководителей, которые утверждали рекомендованные юристами подходы.

В принципе, как многие указывали, политическую ответственность за эти подходы должен нести бывший президент США Джордж Буш.

Позиция Гиббса сводилась к тому, что правовая оценка происшедшего - дело не Белого дома, а Министерства юстиции США. В этом контексте пресс-секретарь напоминал, что президент США - не высшее должностное лицо в правоохранительной области и своей волей не может никого ни отдать под суд, ни освободить от ответственности.

Позвольте, возражали на это репортеры. Но ведь рядовых оперативников он как раз-таки скопом от нее освободил своими высказываниями. Значит, наверное, логично спросить, что он думает об ответственности юристов и начальников, чьи приказы те выполняли?

В ответ Гиббс продолжал, с одной стороны, заявлять, что в США "никто не стоит выше закона", а с другой - переводить стрелки в Минюст.

Пресс-секретарь ни разу даже не намекнул на возможность привлечения к судебной ответственности бывшего президента США или вице-президента Ричарда Чейни.

Он также несколько раз повторял известный тезис Обамы о том, что в этом и других подобных вопросах "надо смотреть вперед, а не назад". Именно это создало впечатление скептического отношения Гиббса к возможности предъявления обвинений Бушу или Чейни.

Спрашивали пресс-секретаря и о перспективе создания специальной комиссии по расследованию вопроса о пытках. Сам Обама ранее такой возможности не исключил. Однако, как несколько раз подчеркивал на брифинге его официальный представитель, президент и "не призывал" к созданию комиссии.