Россия совершила внешнеполитический просчет, демонстративно проигнорировав саммит НАТО в Чикаго
Global Look Press
Россия совершила внешнеполитический просчет, демонстративно проигнорировав саммит НАТО в Чикаго На саммите, напомним, в отсутствие возражений со стороны России было объявлено о "промежуточной готовности" первой фазы ЕвроПРО
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия совершила внешнеполитический просчет, демонстративно проигнорировав саммит НАТО в Чикаго
Global Look Press
 
 
 
На саммите, напомним, в отсутствие возражений со стороны России было объявлено о "промежуточной готовности" первой фазы ЕвроПРО
Global Look Press
 
 
 
А президент США Барак Обама заявил по итогам форума, что участникам удалось укрепить Североатлантический союз
Global Look Press
 
 
 
На взгляд экспертов, российские власти и военные сами подтолкнули Европу и НАТО в американские объятия
Global Look Press

Россия совершила внешнеполитический просчет, демонстративно проигнорировав саммит НАТО в Чикаго. При несколько более дружественном подходе его исход мог быть иным, а так результаты явно превзошли ожидания и участников встречи, и американских наблюдателей, сообщает "Радио Свобода".

Страны НАТО безоговорочно одобрили планы строительства европейской системы противоракетной обороны и намерение привести ее в боеготовность в ближайшее время. На саммите, напомним, в отсутствие возражений со стороны России было объявлено о "промежуточной готовности" первой фазы ЕвроПРО. А президент США Барак Обама заявил по итогам форума, что участникам удалось укрепить Североатлантический союз.

На взгляд экспертов, российские власти и военные сами подтолкнули Европу и НАТО в американские объятия. В частности, сильное впечатление на страны-члены Североатлантического альянса произвели заявления главы Генштаба РФ Николая Макарова о возможности превентивного удара по европейским военным объектам в случае развертывания системы ПРО.

Бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона, вице-президент Лексингтонского института Дэниэл Гурэ при этом не считает, что НАТО резко изменила позицию, поставив Россию перед фактом установления противоракетных систем в Европе.

"Изменилась лишь тональность, - объяснил он в интервью радиостанции. - Администрация Обамы предприняла серьезнейшие усилия, пытаясь развеять беспокойство Москвы. Она предлагала обмен технической информацией, установку российских сенсоров во время испытательных полетов ракет-перехватчиков. Все для того, чтобы дать русским четкое представление об их возможностях. Но Россия постоянно твердила, что этого недостаточно, заводя, тем самым, ситуацию в тупик".

Гурэ также не исключает, что в изменение тональности сыграл свою роль нашумевший эпизод с невыключенным микрофоном, когда Барак Обама пообещал Дмитрию Медведеву "больше гибкости после выборов (президента США в ноябре, если Обама их выиграет. - Прим. ред.), а тот в ответ сказал, что передаст эту информацию Владимиру (Путину. - Прим. ред.).

России нужна угроза, о которой можно было бы говорить

При этом и Обама, и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен продолжают заверять Россию, что начало действия системы ЕвроПРО не подрывает ее безопасности, и выражают надежду на сотрудничество в этой сфере. А декларация чикагского саммита содержит самое сильное на настоящий момент политическое заявление, имеющее целью успокоить Россию, пишет The Christian Science Monitor, чью статью пересказывает InoPressa. "Натовская система ПРО не направлена против России и не подорвет российских мощностей стратегического сдерживания", - говорится в тексте декларации.

Москва может увидеть в этом заявлении знак прогресса, но все же это далеко не то юридически обязывающее обещание, на котором настаивает Кремль. Поэтому итоги саммита едва ли будут хорошо восприняты Москвой: если и есть вопрос, который угрожает подрывом отношений с Россией, так это вопрос ПРО, заключает автор статьи.

Он приводит мнение главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова: "Когда американцы говорят, что их планы ПРО направлены не против России, они говорят правду. Они направлены против всех. С тех пор как Рональд Рейган выдвинул эту идею, ПРО рассматривалась как способ защиты США от любой возможной угрозы. Но Россия - это главная страна, национальная безопасность которой основана на стратегическом ядерном сдерживании, чтобы уравновесить американские силы. Это не может не беспокоить нас напрямую".

В свою очередь глава Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов считает, что даже при всей справедливости российских требований диалог на повышенных тонах о противоракетной обороне только усложнил ситуацию. Американцы, со своей стороны, не проявляют открытости и, на взгляд России, пытаются разговорами об иранской угрозе прикрыть другие цели.

Все это снижает уровень взаимного доверия и накладывается на то, что Россия, которой впервые за много лет не грозит реальный внешний враг, нуждается в угрозе, о которой можно было бы говорить, заключает эксперт.