Чеченка с дочерью у приемного центра для беженцев в Шнеберге, апрель 2015 года
Global Look Press
Чеченка с дочерью у приемного центра для беженцев в Шнеберге, апрель 2015 года
 
 
 
Чеченка с дочерью у приемного центра для беженцев в Шнеберге, апрель 2015 года
Global Look Press

Немецкие СМИ вернулись к обсуждению продолжающегося роста числа беженцев из России, в основном выходцев из Чечни. Пресса, с одной стороны, вновь выдвигает версию о "руке Москвы", с другой - указывает в качестве одной из причин на стремительно ухудшающиеся условия жизни чеченцев в построенной главой республики Рамзаном Кадыровым с одобрения президента РФ Владимира Путина "неофеодальной" системе.

Хотя большая часть беженцев, согласно статистике, приезжает в Германию из Сирии, Ирака и Афганистана, в мае немецкие власти зарегистрировали еще одну большую группу мигрантов - 1260 заявок на получение убежища поступили от граждан РФ, причем 80% от этого числа пришлось на чеченцев. Газета Die Welt еще в мае писала по этому поводу, что Москва открыла "чеченские ворота". Münchner Merkur накануне озаглавил свой материал словами: "А не стоит ли за этим Путин?".

Пресса выдвигает предположение, что Кремль якобы осознанно использует чеченских беженцев для дестабилизации Германии. Издание Die Welt писало, что немецкие спецслужбы обеспокоены подобной тенденцией. Существует подозрение, что "Россия снова открыла "чеченские ворота", чтобы продемонстрировать свою власть и использовать любые возможности для дестабилизации обстановки в Германии, говорилось в статье. Но предлагалось учесть и другой фактор: выходцы из Чечни и раньше пользовались репутацией "агрессивных" и "склонных к насилию" обитателей лагерей беженцев. Кроме того, некоторые чеченцы подозреваются в связях с радикальными салафитами, говорилось в материале.

Журнал Der Spiegel напоминает, что в 2013 году немецкие спецслужбы уже высказывали опасения в связи с тем, что весной так же стремительно поползло вверх число беженцев из Чечни - тогда за несколько месяцев в страну приехали несколько десятков тысяч человек.

Поводом для той миграционной волны, говорится в статье, которую цитирует InoPressa, послужили слухи о том, что "Берлин будто бы встречает каждого чеченца с распростертыми объятиями да и еще и дает щедрые подъемные". Именно тогда у высокопоставленных представителей немецких органов безопасности появилось подозрение, что за происходящим стоят не банды нелегальных перевозчиков людей, а Кремль. Примечательно, что после того, как немецкая делегация во время визита в Москву затронула эту тему, число беженцев резко упало.

По мнению авторов статьи Беньямина Биддера и Анны Райманн, новая волна бегства с Северного Кавказа имеет как параллели с 2013 годом, так и существенные различия. Жители Грозного рассказывают о некоем заговоре против чеченцев, сообщения о котором массово распространяются с весны 2016 года в программах вроде WhatsApp. По словам людей, в сообщениях говорится, что чеченцев якобы хотят изгнать, "словно арабов из Палестины, и заселить территорию евреями". В результате им остается либо "уезжать, либо умирать от голода и холода": с марта власти начали массово отключать задолжавшие домохозяйства от газа.

По сравнению с 2013 годом в Чечне ухудшилась и ситуация с правами человека. По словам журналистов, реализация современных проектов в республике соседствует со средневековыми методами, при помощи которых чеченский лидер борется со своими врагами. К таким методам в статье относят случаи, когда за связь с боевиками сжигают дома их родственников. Так же поступают и с неугодными Кадырову людьми, следует из сообщений: недавно стало известно, что люди в масках сожгли дом местного жителя после его жалобы Путину на Кадырова.

Упоминаются в статье и другие резонансные ЧП в республике - атаки на офис Комитета по предотвращению пыток (КПП) и нападение на группу российских правозащитников и западных журналистов на границе Чечни и Ингушетии.

Издание приводит слова российской активистки Светланы Ганнушкиной о том, что в Чечне "царит атмосфера тотального страха". Как отмечает Ганнушкина, Кадыров с позволения Путина создал в республике "неофеодальную систему", и каждый, кто начнет его критиковать, будет объявлен врагом народа.