Покидающий свой пост президент Ливана Эмиль Лахуд ввел с 24 ноября комендантский час в стране и передал властные полномочия командованию армии. Об этом решении главы государства объявил сегодня его пресс-секретарь Рафик Шалляля. Таким образом, создается временное правительство военных, передает Reuters.
Дело в том, что ливанский парламент в пятницу так и не смог использовать последний шанс избрать президента, тем самым создав "политический вакуум": просирийский президент Лахуд должен покинуть свой пост в полночь. Считается, что такой переходный момент может вызвать всплеск насилия.
Спикер парламента Наби Берри (лидер шиитской оппозиции) в пятый раз отложил церемонию голосования из-за отсутствия кворума. Депутаты от оппозиции бойкотировали парламентское заседание, а правящая коалиция не обладает необходимыми двумя третями голосов в законодательном собрании, чтобы провести через него устраивающую их кандидатуру. Заседание, на котором должен быть избран новый президент, отложено еще на неделю - до 30 ноября.
Ливанское правительство уже отказалось признавать решение президента передать контроль за всеми силовыми ведомствами ливанской армии после сложения им полномочий главы страны. Об этом сообщил в пятницу телеканалу "Аль-Джазира" источник из канцелярии премьер-министра Фуада ас-Синьоры.
Действующее правительство ас-Синьоры Лахуд считает нелегитимным после того, как год назад из него вышли все министры, представляющие шиитскую общину страны.
Опасения гражданской войны вполне реальны
Ливанский парламент уже несколько раз откладывал проведение президентских выборов. Противоборствующим силам не удалось определиться с компромиссной фигурой, угроза гражданской войны в Ливане становится вполне реальной.
Выборы президента Ливана переносятся уже в пятый раз. Как отмечает "Коммерсант", договориться самостоятельно правительству и оппозиции не удается, и поэтому посредниками вот уже несколько месяцев выступают главы МИД Франции, Италии и Лига арабских государств.
На этой неделе лидер парламентского большинства Ливана Саад Харири, сын убитого экс-премьера Ливана Рафика Харири, попытался привлечь к урегулированию кризиса и Россию. Во вторник он приезжал в Москву, где встретился с президентом Владимиром Путиным. По мнению ливанского правительства, достижению компромисса в этой стране препятствуют Сирия и Иран, которые активно поддерживают движение "Хизбаллах" - именно оно выступает основным оппонентом властей.
Как сообщила пресс-служба Саада Харири, в ходе переговоров Владимир Путин пообещал ему обязательно связаться с Дамаском и Тегераном и убедить их в необходимости разрешения кризиса и скорейшего избрания президента в Ливане. Однако пока эти усилия не принесли плодов.
Согласно ливанской традиции пост президента всегда занимает представитель христианской общины. Однако ливанские христиане расколоты, как и все общество. Два наиболее влиятельных христианских политика - Мишель Аун и Самир Джааджаа являются приверженцами противоположных лагерей. Первый - оппозиционер, сторонник Сирии и союзник шиитских движений "Амаль" и "Хизбаллах". Второй поддерживает прозападную правящую коалицию, лидером которой является Саад Харири. И Мишель Аун, и Самир Джааджаа имеют президентские амбиции, но оба являются абсолютно неприемлемыми фигурами для противоположных лагерей.
Чтобы найти выход из ситуации, в начале этой недели ливанский патриарх Насралла Бутрос Сфейр составил список из компромиссных кандидатур, которые могли бы претендовать на пост президента. Однако до сих пор сторонам не удалось остановить ни на ком свой выбор. Просирийская оппозиция предлагала, чтобы этой компромиссной фигурой стал 80-летний экс-министр Мишель Эдде. Однако прозападное большинство считает его слишком просирийской фигурой и склоняется к другим кандидатам: бывшему главе центробанка Мишелю Хури или депутату парламента Роберту Ганему.
Выбрать президента должен парламент, в котором у правящей коалиции - большинство. Однако созвать заседание парламента по закону должен его спикер Набих Берри - а он возглавляет шиитской движение "Амаль" и является одним из лидеров оппозиции. Поэтому оппозиция заявляет, что, если парламентское большинство изберет президента без согласия оппозиционеров, последние объявят это переворотом и начнут акции гражданского неповиновения - в условиях Ливана это означает гражданскую войну.
История противостояния
Точкой отсчета нынешней борьбы двух непримиримых лагерей в Ливане можно считать 14 февраля 2005 года. Тогда в Бейруте был убит бывший премьер-министр Рафик Харири, который в последние месяцы жизни стал одним из самых ярых борцов против влияния Сирии на ливанскую политику. Его похороны переросли в бескровную "революцию кедров". На главной площади ливанской столицы был создан палаточный "Майдан" по образу и подобию киевского, который вынудил просирийское правительство уйти в отставку и объявить досрочные парламентские выборы. Одновременно Сирия под давлением международного сообщества вывела из Ливана свои войска.
Сторонники покойного Рафика Харири (преимущественно сунниты, друзы и большая часть ливанских христиан) выиграли выборы и создали прозападное правительство. Его лидером стал бывший финансист семьи Харири Фуад Синьора, а наиболее влиятельная фигура в этом лагере сын покойного экс-премьера Саад Харири довольствовался должностью лидера парламентского большинства. В стране наступила временная стабильность, и даже просирийские силы присоединились к коалиционному правительству.
Однако год спустя маятник качнулся в обратную сторону. Международная следственная комиссия, разбиравшаяся в обстоятельствах гибели Рафика Харири, возложила вину на сирийские спецслужбы - и между просирийскими и антисирийскими силами в Ливане началась непримиримая борьба. Радикальное движение "Хизбаллах" вышло из коалиции, затем вступило в войну с Израилем. В результате летней военной кампании 2006 года популярность прозападных сил резко упала, а влияние "Хизбаллах" и ее лидера шейха Хасана Насраллы, напротив, серьезно возросло. Однако добиться отставки правительства шейху Насралле в тот момент не удалось. Зато удобный момент для сирийского реванша настал сейчас.