В пятницу состоится последний полет Concorde. За места на рейс сверхзвукового самолета по маршруту Нью-Йорк-Лондон шла отчаянная борьба. Последние два билета в среду были проданы за рекордную сумму в 60 тысяч долларов на общемировом аукционе в интернете, что в 5 раз превышает обычный тариф Concorde.
Ожидается, что свыше 150 тыс. человек соберутся завтра в районе лондонского аэропорта Heathrow, чтобы увидеть последнее приземление Concorde, который сейчас называют символом несбывшихся надежд, пишет Известия.
Concorde отводилась роль проводника в XXI век. Однако уже в самом начале этого пути, в июле 2000 года, началась точка отсчета завершения его летной карьеры. Июльская катастрофа Concorde авиакомпании Air France в пригороде Парижа поставила крест на сверхзвуковых пассажирских полетах. Следствие установило, что куски шины, лопнувшей при взлете, пробили крыло лайнера в том месте, где находится топливный бак.
А суеверные англичане выдвигали свою версию. Concorde подвела роковая цифра 13: из 14 построенных самолетов один сразу был признан ущербным и поставлен на вечный ремонт, сверхзвуковые рейсы осуществляла "чертова дюжина".
Катастрофа в парижском аэропорту Charles de Gaulle стала первой аварией Concorde почти за 30 лет его существования: беспрецедентная в истории мировой гражданской авиации эпоха безаварийности самолета закончилась.
Тем не менее, самолет достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Кроме того, что он летает в два раза быстрее обычных лайнеров, Concorde знаменит еще и тем, что у него, в отличие от других воздушных судов, нет проблем с коррозией металла. 130-градусная температура на передних кромках крыла Concorde полностью испаряет влагу.
Владельцы сверхзвуковых машин - British Airways и Air France потратили 35 млн фунтов стерлингов на модернизацию самолетов. Однако вернуть доверие к Concorde со стороны потенциальных пассажиров им так и не удалось. Первыми эксплуатацию Concorde остановили французы. Представитель московского офиса Air France Галина Коровенкова заявила, что это решение обусловлено коммерческими причинами: пассажиропоток неуклонно снижался, а текущий ремонт становился дороже.
Те же причины подвигли свернуть программу сверхзвуковых полетов и British Airways. "Спрос на Concorde в последнее время постоянно падал, мы полагаем, что эта тенденция сохранилась бы и в будущем", - сказал глава British Airways Род Эддингтон.
Президент европейской авиастроительной корпорации Airbus Ноэль Форжар с пониманием отнеся к решению авиакомпаний. "Наши предшественники - Aerospatiale и British Aircraft Corporation - создали Concorde почти 40 лет назад, и мы гордимся этим выдающимся достижением, - говорит глава Airbus. - С годами профилактический ремонт требуется самолетам все чаще и чаще. Поэтому, как самолетостроительная компания, мы прекрасно понимаем решение авиакомпаний, особенно при нынешней экономической ситуации".
Concorde - единственный в мире сверхзвуковой самолет, выполнявший перелеты со скоростью в два раза выше звуковой - 2200 километров в час, - поднимаясь на высоту около 11 300 километров. Такая скорость позволяла ему пересекать Атлантический океан за 3 часа. С 1976 года, когда самолет начал совершать коммерческие рейсы, на его борту было перевезено более 2,5 млн пассажиров.
Несколько самолетов Concorde будут выставлены на всеобщее обозрение в музеях. Один экземпляр будет продан по частям на знаменитом аукционе Christie's.