Германия взбудоражена результатами опроса, проведенного институтом Forsa по заказу журнала Stern. На вопрос, были ли у национал-социализма положительные стороны, четверть ответили утвердительно.
Скандал спровоцировала известная писательница Евы Герман, ее книги популярны среди людей, обеспокоенных демографическими тенденциями, сообщает радио "Свобода". В дискуссии на телевидении Герман заявила: "Я говорю только о том, что в то время велось строительство автобанов, разве я не права? И мы до сих пор ими пользуемся". Так Герман нарушила жесткое табу: о нацистах либо плохо, либо ничего.
Также, представляя очередную книгу, Ева Герман заявила следующее: "Мы должны предоставить семьям льготы, а не облагать их дополнительными поборами. Но прежде всего мы должны снова научиться ценить уникальную роль матери, которая движением 1968 года была отменена как ценность. С движением-1968 было потеряно практически все, что мы считали ценным. Да, до того было ужасное время, и был абсолютно сумасшедший, чрезвычайно опасный политик, который привел немецкий народ к разрушению страны. Это мы все знаем. Но вместе с этим злом было упразднено и многое, что было хорошо - наши ценности, такие значимые ранее вещи, как дети, материнство, семья и сплоченность".
После этого Герман уволили с работы на телевидении, и сейчас она пытается восстановиться через суд. Она обвиняет оппонентов в неточном цитировании и вырывании ее слов из контекста.
Гитлер автобан не изобрел, приказы о строительстве не отдавал
В разгар общенемецкого спора историк Эрхард Шюц продемонстрировал свою позицию, опровергнув в интервью Frankfurter Rundschau ряд мифов о "третьем рейхе".
В первую очередь, отвечая на вопрос о положительных сторонах правления Гитлера, в качестве иронического примера историк привел недавний запрет на курение в общественных местах. Европа постепенно пришли к тому, чего уже тогда хотел Гитлер. В этом же списке – улучшение условий труда, социального страхования, положения о работе в выходные дни, то есть многие из нынешних нормативов берут свое начало в "третьем рейхе". Но, конечно, всегда нужно иметь в виду причины и цели. "Ведь никому не придет в голову отменить те нормы социального страхования, которые были введены нацистами", - утверждает Шюц (полный текст на сайте InoPressa.ru).
В то же время, одним из самых долговечных успехов нацистской пропаганды является миф о том, что систему автобанов изобрел Гитлер. Существуют книги и фильмы периода национал-социализма, в которых говорится, что "когда в 1924 году он находился в заключении в Ландсберге, он раскрыл на коленях карту Родины и написал: "Так пролягут они, ее дороги!". На самом деле первые планы дорожной сети появились в 1927 году, просто пропаганда задним числом приписала мнимое авторство Гитлера.
То, что первые автобаны были построены при Гитлере, тоже распространенная ошибка. Распоряжение о строительстве первого немецкого автобана между Кельном и Бонном отдал в 1932 году Конрад Аденауэр, бывший тогда обер-бургомистром Кельна. Но, как и в любом мифе, в случае с "автобанами фюрера" есть доля правды: безусловно, трассы было бы невозможно построить так быстро, если бы Гитлер не воспользовался своей властью диктатора и не объявил это первоочередной задачей.
В 1934 году, когда строительство шло уже полным ходом, на нем было занято в общей сложности 50 тысяч человек. Однако к тому времени число безработных, которых в 1933 году насчитывалось 6 млн, уже сократилось до 2,5 млн. На этом фоне 50 тысяч строителей автобана представляются весьма незначительной величиной. К концу 1930-х годов на строительстве автобанов было занято до 125 тысяч человек и еще столько же – у смежников. Строительство автобанов шло на всей территории рейха, и в результате немцы видели: здесь есть работа.
Эрхард Шюц также напомнил, c какой целью строились автобаны: Гитлер и Фриц Тодт, главный инспектор ведомства, занимавшегося строительством важных военных объектов, железных дорог и автобанов, хотели открыть "немецким соотечественникам родину". Они говорили, что автобаны имеют психологический эффект, что люди привыкают к большим пространствам и большей мобильности, а это хорошо в случае расширения на восток. Кроме того, строительство финансировалось из денег, шедших на страхование по безработице, потому что существовал расчет на доходы от последующих военных кампаний.