Разведывательная служба Норвегии не подтвердила, что письма с угрозами норвежским политикам на минувшей неделе рассылали сообщники Андерса Брейвика по ордену "рыцарей-тамплиеров". Об этом сообщила газета Aftenposten.
"Все указывает на то, что (авторы посланий) не состоят ни в какой организации", - приводит норвежское издание слова представителя разведслужбы, как передает ИТАР-ТАСС.
Норвежские политики на минувшей неделе получили письма с угрозами расправы в случае, если с Брейвика не снимут обвинения. Послания были разосланы по электронной почте.
Отправители утверждали, что являются членами одной из ячеек ордена "рыцарей-тамплиеров" - террористической организации, о которой Брейвик рассказал в своем "манифесте" и к которой себя причисляет. При этом реальных доказательств ее существования в ходе расследования дела о двойном теракте в Норвегии обнаружено не было.
В письмах, в частности, отмечалось, что "признание Брейвика невменяемым сделает смерть тех, кто погиб от его "меча", напрасной". Неизвестные называли террориста своим "предводителем", требовали освободить его, потому что "его поступок был единственным возможным вариантом действий в войне" против мультикультурализма.
По мнению адвоката Брейвика - Гейра Липпестада, если бы данные о наличии ячеек ордена подтвердились, это серьезно повлияло бы на решение вопроса о вменяемости террориста и на приговор, который огласят уже сегодня, 24 августа.
Приговор будут оглашать в прямом эфире
Как сообщили в Окружном суде Осло, оглашение приговора начнется в 10:00 по местному времени (12:00 мск) и займет 5-6 часов, включая перерывы. Прямую трансляцию из зала суда будет вести телевидение. Кроме того, трансляции будут организованы в зданиях судов в Бергене, Тронхейме, Тёнсберге, Тромсё, Риннерике и Кристиансанне, доступ прессы и публики туда будет свободным.
Обвинение требует признать Брейвика невменяемым и направить на принудительное лечение в психиатрическую клинику, защита - признать вменяемым и назначить "максимально мягкое наказание".
Сам подсудимый неоднократно заявлял, что согласен отбывать срок в тюрьме (по норвежским законам, 21 год) и категорически возражает против принудительного лечения. Если суд сочтет его невменяемым, он намерен обжаловать это решение.
Повторное рассмотрение дела в этом случае начнется не ранее 2013 года. Уже известно, что при любом исходе Брейвика поместят в одно из отделений тюрьмы Ила.
Психиатры откажутся лечить "невменяемого"
Одновременно в психиатрической клинике Дикемарк, специалисты которой должны работать с Брейвиком, если его признают невменяемым, сообщили, что могут отказаться от лечения террориста.
"Если Андерса Брейвика направят на принудительное лечение, у нас появится необходимость обследовать его, как в случае с каждым новым пациентом", - сказала завотделением Дикемарка Анне Кристине Бергем.
По ее словам, определять содержание терапии - прерогатива исключительно клиники, при этом если обследование покажет, что пациент здоров, врачи, несмотря на решение суда, откажутся его лечить.
"Нельзя же, например, принимать антибиотики, если нет соответствующих показаний к этому. И мы не можем лечить пациента только на основании отчета судебных психологов", - подчеркнула Бергем.
Ранее в этом году врачи Дикемарка участвовали в составлении второго отчета судебных психологов о психическом здоровье Брейвика и пришли к выводу, что серьезных отклонений у него нет и он вменяем.
В то же время в первом отчете, представленном еще в прошлом году, другая группа психологов заявляла, что Брейвик невменяем, страдает параноидальной шизофренией и нуждается в лечении.
Многие специалисты - и врачи, и адвокаты - склоняются к тому, что наказание в виде тюремного срока для террориста сейчас более вероятно, чем принудительное лечение.
К тому же, как подсчитали журналисты норвежской газеты Aftenposten, содержание Брейвика в психиатрическом спецучреждении будет стоить бюджету Норвегии в четыре раза дороже, чем помещение его в тюрьму.
В результате двойного теракта, совершенного Андерсом Брейвиком 22 июля 2011 года в правительственном квартале Осло и молодежном лагере Норвежской рабочей партии на острове Утойя, погибли 77 человек.