Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает бесперспективными и несоответствующими международному праву венские переговоры о независимости Косово.
"Первый раунд венских переговоров завершился с абсолютно предсказуемым результатом, а именно - отсутствием такого результата", - сказал Косачев в интервью "Интерфаксу" во вторник.
По словам Косачева, проблема в том, что главные заинтересованные стороны в этих переговорах стоят на взаимоисключающих позициях. "Сербская сторона готова обсуждать любой статус автономии Косово, но не независимость, в то время как представители Косово, напротив, готовы рассматривать любые варианты, но не готовы пожертвовать независимостью Косово", - пояснил глава комитета.
Он полагает, что данная ситуация носит "тупиковый характер". Как заметил Косачев, она не имеет решения в рамках современного международного права. Однако, как считает Die Welt, эти переговоры по поводу будущего статуса Косово стали во многом историческими. Еще несколько дней назад никто бы не рискнул предположить, что самые влиятельные представители враждующих сторон смогут сесть за стол переговоров.
Значение этих переговоров выходит за рамки комплексного и очевидно неразрешимого положения вещей: определения будущего статуса для управляемого силами ООН Косово. Впервые за 60 лет после конференций в Ялте и Потсдаме обсуждается перенос европейских границ, поскольку, согласно принятой в 1999 году резолюции ООН, Косово является частью Сербии. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Позиция такой страны с правом вето как Россия свидетельствует, что решение, чью международно-правовую оболочку в конце натянули на Косово, имеет для международного сообщества огромное значение. Всегда стоящая на стороне Белграда, Москва дала понять, что она не будет препятствовать решению Совбеза ООН по поводу независимости Косово, пишет немецкое издание.
Договоренности, которые были зафиксированы в соответствующих международных документах в 1975 году, предусматривают, что любые изменения государственных границ в современном мире происходят только по взаимному согласию.
Однако мировое сообщество должно признать, что не все последствия так называемых "решений", принятых после войны на Балканах, были приняты во внимание. Если предоставить албанцам независимость, то будет создан самый настоящий прецедент. Получив мнимые международно-правовые санкции, на Балканах не только появятся новые границы, но и будет создано новое государство.
В этом случае будет на лицо несоблюдение международно-правовых принципов, исключающих любое нарушение территориальной целостности государства. "Если международное сообщество, убедившись в безрезультатности переговорного варианта, все-таки пойдет на признание независимости Косово, это безусловно будет противоречить и международному праву, и букве заключительного акта СБ СЕ (совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) от 1975 года", подчеркнул Косачев.
"Кроме того, это создаст прецедент, к которому, безусловно, будут стремиться и другие непризнанные территории в Европе, включая Приднестровье, Южную Осетию, Абхазию, Нагорный Карабах, Северный Кипр и некоторые другие", - констатировал глава думского комитета.
Но пока окончательное решение не принято, а независимость если и возможна, то только в ограниченном варианте. Косово все равно ни к чему иному не готово и далеко от какой-либо стабильности. Растущая напряженность на севере Сербии - яркое тому подтверждение.
Переговоры о статусе Косово возобновятся уже в первые дни августа и поначалу будут посвящены "техническим вопросам". К этим вопросам относятся, в частности, децентрализация власти, защита прав национальных меньшинств, отдельные аспекты развития экономики и охрану культурных ценностей.
По словам специального посланника ООН в Косово Мартти Ахтисаари, здесь необходимо обеспечить ускоренный прогресс, что в свою очередь поможет укрепить доверие между сторонами и в конечном итоге позитивно скажется на переговорах о статусе Косово.