Надежды Грузии о скорейшем присоединении к Североатлантическому альянсу могут не оправдаться. НАТО откладывает принятие решение по поводу предоставления Грузии плана действий по членству в альянсе (ПДЧ), которое ранее предполагалось вынести до конца июня текущего года. Более того, соответствующий вопрос могут не рассмотреть даже на саммите в сентябре, на который уповают грузинские власти. Между тем получение ПДЧ, или "дорожной карты", является важным этапом для государства, которое рассчитывает вступить в НАТО: страна, получившая соответствующую "дорожную карту", считается официальным кандидатом в члены альянса.
Газета "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники утверждает, что ранее члены альянса не исключали возможности принять решение о "дорожной карте" для Грузии на заседании министров иностранных дел в конце июня. Как уточняет газета, подобные мысли высказывались на встрече глав Минобороны стран НАТО, прошедшей в начале месяца. Однако теперь, после начала двухдневной встречи глав МИД, которая открылась поздно вечером 24 июня, никто уже не уверен в том, что соответствующее решение будет вынесено на днях.
Властям Грузии придется ждать как минимум до осени - такое мнение высказал посол США при НАТО Дуглас Льют. По его словам, окончательный вердикт грузинские власти вряд ли услышат раньше сентября - в этом месяце предполагается провести саммит альянса в британском Уэльсе. Пока же, по его словам, члены альянса намерены обсудить, как можно помочь кандидатам достичь критериев НАТО.
Между тем другие представители альянса сообщают, что и на встрече в Уэльсе надежды Грузии могут не оправдаться, а вместо "дорожной карты" НАТО может предложить союзникам удовлетвориться пакетом "усиленного сотрудничества". Однако власти страны пока не отчаиваются, намекая, что вступить в альянс можно и без получения ПДЧ.
Грузии обещают "пакет помощи", но вопрос о "дорожной карте" в повестку саммита в Уэльсе не внесен
Для того чтобы вступить в НАТО, Грузии необходимо соответствовать критериям альянса: этот тезис высокопоставленные лица повторяли неоднократно. Между тем власти Грузии считают, что значительная часть работы уже позади. Накануне министр иностранных дел страны Майя Панджикидзе после встречи генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном заявила, что "генсек абсолютно согласен с позицией, что Грузия очень много сделала за последний период".
По ее словам, генсек Североатлантического альянса поздравил Грузию с успешным проведением выборов в органы местного самоуправления, а также с предстоящим подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, передает агентство "Новости-Грузия". (Евросоюз намерен на саммите 27 июня подписать соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Украиной, Грузией и Молдавией. - Прим. NEWSru.ru.)
Однако в НАТО не скрывают, что на пути в альянс Грузии еще предстоит провести ряд серьезных реформ, пишет "Коммерсант". В связи с этим о перспективах предоставления Тбилиси плана действий даже на сентябрьском саммите говорят осторожно. Например, в начале июня, принимая у себя премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что животрепещущий вопрос о "дорожной карте" пока не включен в программу предстоящего сентябрьского саммита. Еще раньше, в мае такое же заявление сделал генсек объединения Расмуссен.
Отметим, что сегодня, 25 июня, Расмуссен, прибывший на встречу глав МИД, заявил, что на саммите в Уэльсе будет принят "большой пакет помощи для Грузии, для ускорения процесса ее вступления в НАТО" (цитата по ИТАР-ТАСС). Вместо с тем он воздержался от заявлений касательно "дорожной карты".
Помешать Грузии может Армения
Некоторые грузинские чиновники уверены, что вопрос получения "дорожной карты" все же будет решен на встрече в Уэльсе. "Все заявления... что она (Грузия) не сможет получить на этом саммите ПДЧ, являются вредоносными, если мы поверим им и сложим руки", - считает, в частности, бывший министр культуры Ника Руруа, которого цитирует "Грузия Online". По словам экс-министра, грузинские власти должны сделать все для того, чтобы консолидировать силы, которые являются сторонниками получения страной "дорожной карты", и осуществить максимальное давление на скептически настроенные страны.
При этом, по мнению Руруа, препятствовать установлению близких отношений Грузии с НАТО может подписанное между правительствами Грузии и Армении соглашение об обмене тайной информацией. "НАТО не будет предоставлять Грузии тайную информацию, так как Армения является членом возглавляемой Россией Организации договора о коллективной безопасности. Это реально закрывает нам двери альянса", - считает Руруа.
Впрочем, даже в том, что шансы Тбилиси на получение "дорожной карты" в ближайшее время невелики, грузинские власти трагедии не видят. Глава МИД Майя Панджикидзе заверила: в любом случае в Уэльсе "будет по достоинству оценен прогресс", достигнутый Тбилиси, а "Грузия может вступить в НАТО и без "дорожной карты".
В альянсе опасаются реакции РФ и решают, стоит ли вообще повышать уровень сотрудничества с Грузией
Между тем источник в штаб-квартире альянса заявил "Коммерсанту", что в НАТО идут дискуссии о том, стоит ли вообще повышать уровень сотрудничества с Грузией: не все государства, входящие в альянс, считают, что это необходимо. Так, собеседники Reuters в штаб-квартире альянса поведали, что "некоторые союзники противятся предоставлению Грузии "дорожной карты", опасаясь, что за этим последует реакция со стороны России". Между тем для принятия решений, согласно уставу НАТО, необходим консенсус среди всех членов альянса.
Напомним, что Расмуссен ранее неоднократно заявлял: "Двери альянса остаются открыты для новых членов, и ни одна не входящая в НАТО страна не имеет права вето на этот процесс". Эта формулировка прозвучала в 2008 году после войны в Южной Осетии и повторяется теперь каждый раз, когда речь заходит о расширении. Однако, судя по всему, помешать вступлению Грузии в НАТО или хотя бы отсрочить его, все же возможно.
В то же время западные СМИ пишут, что последние события могут, наоборот, приблизить вступление страны в альянс. К таковым журналисты относят кризис в отношениях Украины и России, в котором на Западе обвиняют Москву. Французское издание Le Monde напоминает, что в заключительном коммюнике Бухарестского саммита 2008 года говорилось о том, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Точной даты в документе не указано, но на фоне присоединения украинского Крыма к территории России, когда многие члены альянса видят необходимость обеспечить безопасность региона, этот момент может приблизиться, пишет издание (цитата по InoPressa).
В свою очередь, немецкая газета Die Welt подчеркивает, что в НАТО планируют повысить боеготовность Сил быстрого реагирования, чтобы противостоять предполагаемой агрессии со стороны России. В связи с этим альянс может предложить Грузии включить в Силы свои войска: об этом ранее уже неоднократно говорили как грузинские, так и европейские политики.
НАТО может предложить Грузии другие форматы сотрудничества
"Коммерсант" предполагает, что вместо "дорожной карты" НАТО может предложить Грузии пакет "усиленного сотрудничества", предусматривающий более тесное политическое взаимодействие, обучение вооруженных сил и укрепление офиса связи альянса в Тбилиси. Отметим, такое же мнение высказал в интервью "Вестнику Кавказа" военный эксперт Ираклий Аладашвили.
Кроме того, НАТО может согласиться включить подразделения Вооруженных сил Грузии в свои Силы быстрого реагирования, о чем ранее заявляли генсек НАТО Расмуссен и грузинский министр обороны Ираклий Аласания. По всей вероятности, присоединение грузинских военных к соответствующим подразделениям состоится в 2015 году.
Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности новых форматов сотрудничества с альянсом. "Страна, получившая "дорожную карту", считается официальным кандидатом в члены альянса. А пакет усиленного сотрудничества никого ни к чему не обязывает", - отмечает грузинский аналитик Зураб Гогоберидзе. А военный эксперт Ираклий Аладашвили считает, что включение грузинских частей в состав сил быстрого реагирования НАТО не является большим достижением. "Это лишь означает, что мы будем помогать им, как сейчас в Афганистане, а они нам - нет", - пояснил эксперт. Он также заявил, что ранее "дорожную карту" получали страны, которые во многом отставали от современной Грузии в военном плане и по многим другим параметрам, и нет причин не выдавать такой же документ Грузии.
Расмуссен: НАТО намерена интенсифицировать расширение на Восток
Между тем генсек альянса Андерс Фог Расмуссен на встрече министров иностранных дел альянса в Брюсселе назвал процесс расширения НАТО "историческим успехом, способствовавшим безопасности в Европе, полезным для альянса и его новых стран". "Каждая страна, претендующая на вступление в НАТО, на саммите в Уэльсе будет оценена по заслугам", - заявил генсек. Он объявил, что будут начаты "интенсивные фокусные переговоры для Черногории", вопрос о ее вступлении в альянс "будет решен до конца 2015 года". В ситуации с Грузией точная дата пока не фигурирует.
Напомним, институциональное сотрудничество Грузии и НАТО началось с 1994 года, когда Грузия стала участницей программы "Партнерство для мира". После "революции роз" сотрудничество Грузии и НАТО стало более интенсивным. В апреле 2008 года в Бухаресте на саммите глав стран членов НАТО было подтверждено, что Грузия может стать членом НАТО при условии соответствия стандартам альянса.
Между тем специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай заявил, что ежегодная национальная программа и работа комиссии Грузия-НАТО являются достаточными условиями для подготовки Грузии к членству в альянсе.
Критерии для вступления в НАТО и ПДЧ
В 1995 году в НАТО было проведено исследование, в котором были изложены критерии, необходимые для вступления в альянс. В ряд обязательных условий входят демократическая политическая система, рыночная экономика, защита прав меньшинств, урегулирование территориальных споров с соседними странами, открытая и демократичная система управления вооруженными силами (критерии перечислены на сайте альянса).
В апреле 1999 года была начата программа по принятию новых членов в НАТО, которая получила название План действий по членству в НАТО. Она предназначена для помощи странам, которые планируют вступить в альянс. Программа предусматривает получение странами-кандидатами обратной связи по поводу их действий, связанных с подготовкой к членству в НАТО и соблюдением стандартов НАТО. В настоящий момент в программе участвуют Македония, Босния и Герцеговина и Черногория.