Оглашен список кандидатов в правительство Киргизии. В МИД возвращается опальная Роза Отунбаева
AP Photo
Оглашен список кандидатов в правительство Киргизии. В МИД возвращается опальная Роза Отунбаева
 
 
 
Оглашен список кандидатов в правительство Киргизии. В МИД возвращается опальная Роза Отунбаева
AP Photo

Исполняющий обязанности премьер-министра Киргизии Курманбек Бакиев предложил парламенту вновь назначить одного из лидеров оппозиции Розу Отунбаеву главой МИД. Выступая на заседании верхней палаты парламента в пятницу, он огласил список кандидатов в новое правительство.

На должность министра внутренних дел выдвинута кандидатура бывшего Генпрокурора Мактебека Абдылдаева, на должность министра обороны - депутата парламента Исмаила Исакова, на пост председателя национального банка - Мулатбека Мукашева.

На должность генерального прокурора предложена кандидатура Азимбека Бекназарова, на должность госсекретаря - Дастан Сарыгулов.

Бакиев также предложил назначить министром финансов Акылбека Жапарова, а министром транспорта - Ишенбая Кадырбекова.

Социальный фонд предложено возглавить Алевтине Проненко. На должность министра по чрезвычайным ситуациям предлагаются две кандидатуры - Мамбекджунуса Абылова и Радбека Ешмамбетова, которые в прошлом уже возглавляли это ведомство.

На должность вице-премьера по социальным вопросам предложена кандидатура Адахама Мадумарова.

Кандидатуры членов кабинета Киргизии будут утверждены после консультаций с парламентскими комитетами, сообщил Бакиев.

По Конституции Киргизии, верхняя палата утверждает премьер-министра и состав кабинета.

Опальная Роза Отунбаева возвращается. Интервью

Роза Отунбаева, 1955 г.р., является одним из лидеров киргизской оппозиции. При Акаеве она дважды занимала пост министра иностранных дел, а также работала послом в США, Великобритании и Грузии. В Грузии стала свидетельницей "революции роз". Интервью с Отунбаевой, взятое накануне революционных событий в Бишкеке, опубликовала газета Tageszeitung (Перевод на сайте Inopressa.ru).

- Какое значение для Киргизии имеет захват оппозицией власти в Оше и Джелал-Абаде?

- Народ указал власти на рамки. Власть в Бишкеке загнила изнутри, президент Аскар Акаев вместе со своей семьей превратил нашу страну в ханство. От школы до милиции - все сферы жизни пронизаны коррупцией. Все миллиардные кредиты и национальные богатства осели в карманах клана Акаева и его камарильи. Народ ничего из этого не увидел. Захват власти на юге - это начало конца такого семейного воровства.

- То есть махинации на выборах тут ни при чем?

- Махинации на выборах еще раз продемонстрировали людям цинизм власти и показали, что власть лжет народу. Махинации стали последним толчком к началу протестов.

- Акаев отказался от объявления чрезвычайного положения и собирается перепроверить результаты выборов в шести избирательных округах. Будет ли оппозиция снова вести с ним переговоры?

- Акаев должен уйти в отставку. Шесть парламентских мандатов, которые он подкидывает оппозиции, его не спасут. Он лишь демонстрирует свое нечестное отношение к выборам. В зависимости от исходной политической ситуации оппозиция получает то больше, то меньше мест.

- Кто придет на смену Акаеву?

- По конституции временно власть возьмет на себя премьер-министр. Затем парламентские выборы должны быть аннулированы, должны быть назначены новые президентские, а позднее - парламентские выборы. До тех пор будет заседать старый парламент.

- Оппозиция разрознена, нет харизматичного лидера. Как она может контролировать ситуацию на юге?

- Мы тесно работаем вместе, ежедневно контактируем и совсем не разрознены. Тот факт, что нет лидера, в некотором роде является даже преимуществом, поскольку многослойную оппозицию труднее разбить. И мы сумели очень быстро восстановить спокойствие и порядок на юге страны. Конечно, дело дошло до насилия, но я думаю, что это связано с ситуацией. И мы сумели всего лишь за день прогнать загнившую государственную власть и восстановить спокойствие и порядок. Я думаю, это свидетельствует о силе оппозиции.

- Однако Ош захватили не горожане и студенты, а горные крестьяне и скотоводы. Быть может, это скорее крестьянское восстание, а не демократическая революция?

- Нет. Все больше горожан и студентов присоединяется к протестам, и у нас есть четкие политические требования. Акаев должен уйти в отставку, это демократизирует нашу страну. Киргизы из горных деревень - это как раз те люди, которые больше всех страдают от алчности власти.

- Возможна ли гражданская война?

- Многое зависит от Акаева и его окружения. От него можно ожидать всего. Но оппозиция предпринимает максимум усилий для того, чтобы дело не дошло до эскалации насилия. В Оше и Джелал-Абаде практически не было мародерства, хотя государственное телевидение в Бишкеке постоянно об этом сообщает. Нет повода говорить об этническом или региональном конфликте. Юг или север, киргизы или узбеки - это здесь не играет роли. Нас объединяет борьба с Аскаром Акаевым. Анвар Артыков стал первым узбеком, которого народ поставил во главе провинции Ош, и мы находимся в тесном контакте с узбекской общиной в Киргизстане.

- Следует ли рассматривать киргизскую революцию в одном ряду с грузинской и украинской?

- Разумеется, есть аналогии, но есть и отличия. События привели к тому, что фонды - например, очень активно действующий на Украине американский фонд Сороса - в Киргизии не захотели обжигаться. Они сохраняют строгий нейтралитет. Нам не оказывают поддержки с Запада.

- Вы готовы принять посла США в Бишкеке, представителя ООН или ОБСЕ в качестве посредника?

- Мы всемерно приветствуем любое посредничество, но я хотела бы подчеркнуть, что здесь речь идет о революции в Киргизии, а ее на 100% несут на своих плечах люди этой страны.

- Как вы думаете, как поведет себя Россия в этом конфликте, ведь до сих пор Москва активно поддерживала Аскара Акаева?

- Я надеюсь, что в слухах о том, что Россия собирается поддержать Акаева военными методами, нет никакой правды.

- Нужно ли России бояться, что без Акаева она потеряет Киргизию как союзника в Средней Азии?

- Россия есть и останется нашим стратегическим партнером, и в случае отставки Акаева это не изменится. Я не вижу необходимости корректировать киргизскую внешнюю политику, нам не нужно будет изобретать тут ничего нового.

- Пойдете ли вы на Бишкек?

- Да, но когда и как, покажет время.