В Гринвиче на юге Лондона королева Елизавета в среду открыла восстановленный после грандиозного пожара, вспыхнувшего в мае 2007 года из-за неосторожности рабочих, чайный клипер Cutty Sark
Reuters
В Гринвиче на юге Лондона королева Елизавета в среду открыла восстановленный после грандиозного пожара, вспыхнувшего в мае 2007 года из-за неосторожности рабочих, чайный клипер Cutty Sark Помимо проведенных реставрационных работ, парусник был также приподнят на три метра над землей, а его нижняя часть закрыта стеклянным куполом
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Гринвиче на юге Лондона королева Елизавета в среду открыла восстановленный после грандиозного пожара, вспыхнувшего в мае 2007 года из-за неосторожности рабочих, чайный клипер Cutty Sark
Reuters
 
 
 
Помимо проведенных реставрационных работ, парусник был также приподнят на три метра над землей, а его нижняя часть закрыта стеклянным куполом
Reuters
 
 
 
Историк архитектуры Гэвин Стэмп заявил, что Cutty Sark перестал походить на настоящее судно. "Если в корпусе сделаны дырки и он поднят в воздух, это уже не корабль"
Reuters

В Гринвиче на юге Лондона королева Елизавета в среду открыла восстановленный после грандиозного пожара, вспыхнувшего в мае 2007 года из-за неосторожности рабочих, чайный клипер Cutty Sark, сообщает ВВС.

На протяжении шести лет знаменитый музей-парусник был скрыт от глаз публики: все это время продолжался ремонт исторического корабля, который обошелся в 50 млн фунтов (81 млн долларов). При этом реставраторам пришлось полностью перебрать стальной шпангоут судна и восстановить многие деревянные детали корпуса.

Однако, как отмечает архитектор Крис Нэш, возглавлявший работы по реставрации судна, Cutty Sark необычайно повезло. "Пожар причинил немалый ущерб, но к счастью, в тот момент судно уже находилось на реставрации, и многие исторические детали его убранства были с него сняты и помещены на хранение", - рассказывает он.

Помимо проведенных реставрационных работ, парусник был также приподнят на три метра над землей, а его нижняя часть закрыта стеклянным куполом: теперь посетители музея смогут спуститься в сухой док и рассмотреть корпус корабля со всех сторон, отмечает The Daily Telegraph.

Однако такое решение встретило немало критики со стороны британских историков морского флота. Так, историк архитектуры Гэвин Стэмп заявил, что Cutty Sark перестал походить на настоящее судно. "Если в корпусе сделаны дырки и он поднят в воздух, это уже не корабль", - говорит он.

В свою очередь эксперт по защите памятников старины и архитектор, занимавшийся восстановлением знаменитого парохода "Великобритания" (SS Great Britain), Джулиан Хэррап “крайне опечален" тем, что судно превратилось в "воздушное". Кроме того, он подчеркнул, что корабль предназначен для того, чтобы находится на воде, и содержать его в сухом доке можно очень недолгое время.

Однако компания Cutty Sark Trust, занимавшаяся реставрационными работами, активно защищает свои действия. По словам ее представителей, поднятие судна "в воздух" и установка купола были продиктованы потребностью обеспечить полный доступ к корпусу корабля.

Кроме того, они отметили, что 143-летний парусник впервые был помещен в сухой док в Гринвиче и превращен в музей в 1954 году, и за это время под воздействием различных погодных условий его корпус сильно деформировался. Возведенный стеклянный купол же позволит поддерживать необходимую температуру и влажность.

Ведьма, бегущая по волнам

Трехмачтовый чайный клипер Cutty Sark был построен и спущен на реку 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон для капитана Джона Уиллиса.

Носовым украшением судна была фигура ведьмы, давшей название кораблю. Cutty Sark в переводе с шотландского - "короткая рубашка". Капитан и владелец клипера Джон Уиллис под впечатлением от картины, изображающей молодую ведьму в короткой ночной рубашке, назвал в ее честь свой корабль.

Клипер использовался для доставки чая из Китая. В середине XIX века тому судовладельцу, который первым доставлял чай нового урожая, полагалась большая премия. Cutty Sarc не была самым быстрым клипером, слава к ней пришла после состязании на скорость с клипером "Фермопилы" в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели "Катти Сарк" потеряла руль и в результате прибыла в Лондон на неделю позже "Фермопил" - 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.

Тем не менее клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан решил продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.

После своей главной гонки судно еще долго плавало на торговых маршрутах, конкурируя с пароходами, пока в 1922 году не было куплено капитаном Уилфредом Доуманом, который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.

В 1954 году клипер был поставлен на вечную стоянку в сухой док Гринвича и до пожара был популярной туристической достопримечательностью. Вдохновленные историей Cutty Sark производители виски дали ее имя одному из сортов.