Иран готов к сотрудничеству с российскими специалистами в рамках урегулирования давнего спора вокруг отказа Москвы от выполнения контракта по поставке Тегерану нескольких дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300. Как отмечают иранские власти, страна готова пойти на компромисс и рассмотреть альтернативные варианты. Впрочем, пока конкретных предложений такого рода от российской стороны не поступало, замечают российские контрагенты.
"Мы до сих пор не получили конкретного предложения с российской стороны", - заявил в интервью "Интерфаксу" посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади.
В прошлом месяце ряд российских СМИ сообщали, что Россия готова поставить Ирану комплексы "Антей-2500", превосходящие по своим характеристикам С-300, - предложение, по некоторым данным, должен был обсудить Владимир Путин в рамках своего визита в Тегеран в середине августа. Таким образом, как сообщалось, Москва сможет, наконец, решить спор, тянущийся с 2010 года.
Как известно, контракт на поставку на 800 млн долларов С-300 был заключен в 2007 году. Спустя три года Дмитрий Медведев, будучи тогда президентом, отменил договоренность, сославшись на резолюцию 1929 Совета безопасности ООН, вводившую очередной пакет санкций против Тегерана (стоит отметить, что в некотором роде похожая ситуация сейчас складывается по сирийскому контракту). Несмотря на то, что в относительно короткие сроки Москва вернула Тегерану сумму аванса в размере 167 млн долларов, Иран обратился в международный Третейский суд Женевы, требуя от РФ компенсации за срыв поставок.
Ситуация получила неожиданное продолжение: вместо 800 миллионов в иске фигурировала сумма в 4 млрд долларов. Как потом объяснял истец, это суд проявил инициативу и включил в иск понесенные издержки - подготовку к постановке С-300 на вооружение - а также моральный ущерб и даже неустойки по ряду других военных контрактов. Сам официальный Тегеран никаких подобных компенсаций не требовал, отмечали иранские власти. Эксперты между тем высказывали убежденность, что судебный процесс в принципе едва ли грозит отношениям двух стран: он, скорее, алиби для России - чтобы не платить неустойку, Москве придется по решению суда таки отправить Тегерану ЗРК, при этом формально не нарушив резолюцию Совбеза. Судя по всему, в настоящее время стороны готовы к возобновлению диалога по выполнению контракта, пусть и с некоторыми изменениями.
"Если есть какая-нибудь другая система ПВО, которая смогла бы покрыть нашу территорию в рамках общего плана, и если бы цена и время поставок были подходящими, то мы могли бы проявить гибкость", - заявил в понедельник посол Тегерана "Интерфаксу".
В то же время, по словам дипломата, иранская сторона "должна сначала получить характеристики, узнать, что это за система, какая у нее цена, сравнить, а потом рассмотреть". "Я думаю, что наши профессионалы - военные, дипломаты - найдут решение, отвечающее интересам обоих государств. Таким образом удастся исправить ошибку по неосуществлению этого контракта", - сказал Махмуд Реза Саджади.
О мирном атоме и "Хизбаллах" в Сирии
В беседе с агентством посол прокомментировал и ряд других острых международных вопросов, касающихся его страны. Так, дипломат подчеркнул, что на переговорах по ядерной проблеме Иран не отступит от своих законных прав на развитие, как подчеркивают иранские власти, мирной атомной энергетики.
"Как и прежде, прогресс на переговорах полностью зависит от доброжелательности западной стороны. В прошлые годы мы также подчеркивали этот момент. Мы не готовы ни на один миллиметр отступать от своих законных прав, - сказал посол. - Какой гибкости вы от нас еще хотите? Самое большое количество инспекций ядерных объектов было проведено именно в Иране... Если бы наше правительство хотело создать ядерное оружие, разве оно присоединилось бы к ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия. - Прим. NEWSru.ru)?"
Также Саджади отверг обвинения, выдвигаемые в адрес его страны о якобы имеющей место военной помощи Сирии. "У Сирии собственная мощная армия, которая не нуждается в присутствии наших военнослужащих", - сказал посол, в очередной раз повторив официальную позицию Тегерана по этой теме. Отвечая на вопрос о том, поставляет ли Тегеран какие-либо вооружения Дамаску, глава иранской дипмиссии сказал: "Нет. Зачем? Сириявсегда сталкивалась с угрозой нападения со стороны Израиля. Поэтому у них есть хорошие запасы вооружений".
А на вопрос о роли движения "Хизбаллах" в сирийском конфликте иранский дипломат сказал: "Хизбаллах" пришла в Сирию из-за того, что террористы вели себя крайне возмутительно". Саджади напомнил о том, что недавно в Сирии была разрушена мусульманская святыня - могила сподвижника пророка Мухаммеда. "Это самый бесчеловечный, самый антиисламский поступок, который только можно себе представить, - сказал посол. - Вот, почему народ и правительство Сирии попросили "Хизбаллах", члены которой готовы лучше умереть, чем допустить такие надругательства, прийти и защитить святыни".