Исследование, проведенное американскими учеными, показали, что просмотр телевидения или слушание музыки во время учебы отрицательно сказывается на усвоении материала.
"Выяснилось, что даже если человек отвлекается, процесс обучения все равно идет, однако его эффективность падает", - говорит Рассел Полдрак, профессор психологии из Университета Калифорнии.
Это затрагивает многих молодых людей. Ведь исследование, проведенное в прошлом году фондом Kaiser Family Foundation, показало, что американские школьники в среднем на компьютер, телевизор, видео и музыку тратят шесть с половиной часов в день, сообщает АР.
Полдрак объясняет, что мозг обучается двумя способами. При первом, называемом декларативное обучение, работает средняя височная доля и ним связано изучение активных фактов, которые можно вспоминать и использовать очень гибко. Второй, при котором задействован стриатум, называется обучением по привычке.
Например, выучивая номер телефона, можно просто его запомнить, используя декларативное обучение, и затем вспоминать, когда понадобится, говорит Полдрак.
Еще один способ - выучить по привычке. "Наберите номер 1000 раз подряд, и даже не помня номер сознательно, вы пойдете и наберете его", - говорит он.
Но при этом декларативное обучение является гораздо более эффективным.
Однако проблема в том, что когда человек отвлекается, то обучение по привычке начинает возобладать над декларативным обучением. "Когда ребенок пытается усвоить новые понятия, новую информацию, любое отвлечение вредно, оно снижает обучающие способности", - говорит Полдрак.
Ученые провели эксперимент, в ходе которого они наблюдали за активностью участков мозга 14 добровольцев при выполнении разного рода задач.
Сначала участников попросили на основании повторяющихся реплик о погоде составить ее прогноз. А через некоторое время некоторым добавили еще одно задание, включив звук и заставив мысленно считать количество высоких звуков, которые они слышат.
Результаты показали, что во время выполнения одного задания был задействован участок мозга, отвечающий за декларативную память, в то время как при выполнении двух задач работал участок, связанный с обучением по привычке.
В момент проведения эксперимента отвлекающий фактор никак не повлиял на качество выполнение главной задачи, однако позднее добровольцы, слушавшие музыку, плохо помнили суть задания.
При этом ученые отмечают, что эксперимент был ограниченным и касался ограниченной возрастной группы. "Сложно сказать, насколько можно экстраполировать эти результаты, однако я полагаю, что они представляют интерес и указывают направления для дальнейших исследований", - говорит Полдрак.