Борис Березовский выиграл в Лондоне судебный процесс у руководителя "Альфа групп" Михаила Фридмана. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил сам Борис Березовский.
По его словам, "решение было вынесено присяжными Королевского высокого суда практически единогласно". "В мою пользу проголосовали 10 из 11 присяжных", - отметил предприниматель.
Он рассказал, что "присяжным были заданы три вопроса: считают ли они, что высказывания Фридмана нанесли ущерб моей репутации, и если да, то были заявления в суде самого Фридмана и его свидетелей – Петра Авена, Бориса Немцова и Владимира Потанина – неправдой". "Третий же вопрос касался денежной компенсации – было обозначено 50 тысяч фунтов и покрытие всех расходов по иску, что составляет примерно от полутора до двух миллионов фунтов", - сказал Березовский.
- Убежище в Британии
- Борис Березовский Борис Березовский: биография магната
Запланированное еще накануне оглашение вердикта было отложено, поскольку 11 присяжных не смогли придти к единому мнению. Обсуждение продолжилось в пятницу утром. Около трех часов дня в зале суда раздался телефонный звонок из комнаты присяжных, и секретарь суда заявил: "У нас есть вердикт".
Большинством в 10 голосов присяжные постановили, что Михаил Фридман нанес ущерб репутации Березовского, не смог доказать, что Березовский ему действительно угрожал, а также должен выплатить компенсацию морального ущерба в размере 50 тысяч фунтов стерлингов.
Свидетелей со стороны ответчика в пятницу на заседании и оглашении вердикта не было, из главных фигурантов дела присутствовал лишь истец - Борис Березовский. После вынесения вердикта он заявил журналистам, что "абсолютно удовлетворен решением Королевского Высокого суда". "Я воспринимаю это не просто как победу, а как бесспорную победу со счетом 10:1", - добавил проживающий в Лондоне предприниматель.
"Перед присяжными стояла непростая задача: Фридман не смог доказать, что я ему угрожал, а я не мог доказать, что с моей стороны не было этого звонка с угрозой. Поэтому им пришлось балансировать в принятии решения, основываясь на том, кто, по их мнению, говорит правду, а кто - врет", - цитирует Березовского РИА "Новости".
По его словам, сегодняшний исход суда является для него не только победой, но и "огромной горечью": "Я потерял друга, которого знал 30 лет, Петю Авена (президент "Альфа-банка")". Предприниматель рассказал, что пытался урегулировать конфликт с Фридманом во внесудебном порядке. "Когда я обращался к нему с письмом, я денег не просил, а просил извинений, но Фридман отказался извиняться", - сказал бизнесмен.
В английских судах, по традиции, нельзя требовать от человека извинений, а компенсация истцу оценивается в денежном эквиваленте, который зависит от тяжести предполагаемого ущерба репутации и морального ущерба. Максимально эта сумма может достигать 200 тысяч фунтов стерлингов.
Иск Березовского к Михаилу Фридману о защите чести и достоинства рассматривался судьей Королевского суда Великобритании по гражданским делам Дэвидом Иди. Основанием для иска стали слова Михаила Фридмана о том, что в период подготовки сделки по покупке ИД "Коммерсант" в 1999 году Березовский ему якобы угрожал.
Напомним, что 28 октября 2004 года на телеканале НТВ состоялась телепередача "К барьеру!" с участием главы "Альфа-групп" Михаила Фридмана и гендиректора ИД "Коммерсант" Андрея Васильева. В ходе дискуссии Фридман заявил, что в 1999 году у него были намерения дать кредит миноритарным акционерам "Коммерсанта", чтобы те выкупили издание у основного владельца Владимира Яковлева. По словам Фридмана, в это время Борис Березовский, сам намеревавшийся приобрести издательский дом, звонил ему "очень недовольный" и "угрожал". 31 марта 2005 года Березовский подал в лондонский Королевский суд иск к Фридману, потребовав возместить ущерб от ложного заявления (сумма определяется судом) и не допускать повторения подобного.
Поскольку записи разговора предпринимателей Фридмана и Березовского не существует, основной задачей суда стал пока опрос свидетелей, главной задачей которого, по сути, было убеждение адвокатами сторон присяжных в том, что за люди и в каком контексте могли вести разговор, мог ли кто-то из них угрожать друг другу насилием, являются ли якобы цитаты из Березовского, приведенные Фридманом, порочащими честь истца.
Поскольку, по словам Михаила Фридмана, Борис Березовский в разговоре произнес "Мы вас замочим!", одной из задач процесса был точный перевод то и дело звучащего в суде "My was zamochim!" на английский язык. Факт угроз со стороны Березовского был основной темой допроса ответчика Михаила Фридмана. Судя по словам ответчика, истец угрожал не только ему, но и ведущему программы "К барьеру" Владимиру Соловьеву, правда, "по другим причинам".
На заседании, где допрашивался Фридман, еще раз указав суду на связь успехов "Альфа-групп" с личными отношениями между Михаилом Фридманом и Владимиром Путиным, адвокат истца Дезмонд Браун вернулся к телефонному разговору, во время которого Борис Березовский якобы угрожал Фридману. Напомнив ответчику его же высказывание о "своеобразном языке", присущем истцу, господин Браун попросил Михаила Фридмана охарактеризовать этот язык подробнее.
После чего адвокат перешел к ставшему уже знаменитым и среди британских юристов выражению "My was zamochim". С тем, что подобные фразы свойственны криминальному миру, господин Фридман не согласился. "Это не бандитское выражение. Оно не совсем вежливое, но используется даже политиками",- сказал ответчик, напомнив об обещании Владимира Путина "мочить в сортире". На замечание Дезмонда Брауна о том, что манерой выражаться президент России поразил тогда многих, Михаил Фридман ответил, что люди в России как раз удивлены не были. В конце концов, после наводящих вопросов судьи, Михаил Фридман назвал фразу "My was zamochim" "чрезвычайно многозначной" в русском языке.
Напомним, в 2004 году "Альфа-банк", входящий в "Альфа-групп", взыскал в суде с ИД "Коммерсант" 320,5 млн рублей компенсации. Суд признал несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию банка ряд положений статьи, опубликованной в газете "Коммерсант" от 7 июля. В статье речь шла о банковском кризисе и ажиотаже среди вкладчиков, в частности об очередях в ряде отделений "Альфа-банка".
"Коммерсант" обжаловал это решение, и в 2005 году Федеральный арбитражный суд Московского округа частично удовлетворил его жалобу, снизив сумму взыскания репутационного вреда с 300 млн рублей до 30 млн рублей. Размер взыскания убытков - около 10 млн рублей - суд оставил без изменения. "Альфа-банк" вернул издательскому дому "Коммерсант" 270 млн рублей.