Тегеран готов частично согласиться с предложением ООН об отправке своего низкообогащенного урана на переработку для получения топлива за границу, в частности, в Россию
Вести
Тегеран готов частично согласиться с предложением ООН об отправке своего низкообогащенного урана на переработку для получения топлива за границу, в частности, в Россию Чтобы обеспечить получение топлива, мы можем, как и в прошлом, его покупать, и мы можем поставить часть нашего топлива (обогащенный до 3,5% уран)", - заявил Моттаки
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Тегеран готов частично согласиться с предложением ООН об отправке своего низкообогащенного урана на переработку для получения топлива за границу, в частности, в Россию
Вести
 
 
 
Чтобы обеспечить получение топлива, мы можем, как и в прошлом, его покупать, и мы можем поставить часть нашего топлива (обогащенный до 3,5% уран)", - заявил Моттаки
Euronews
 
 
 
МИД РФ: У России нет свидетельств того, что Иран занимается атомными работами немирного характера
 
 
 
В МИД РФ надеются, что проект соглашения о поставке ядерного топлива будет приемлем и для Ирана. Речь идет о соглашении России, США и Франции, согласно которому иранцы предоставят свой низкообогащенный уран для дообогащения его в России, так как им самим
Первый канал

Тегеран готов частично согласиться с предложением ООН об отправке своего низкообогащенного урана на переработку для получения топлива за границу, в частности, в Россию. Об этом в понедельник заявил глава МИД ИРИ Манучехр Моттаки, передает агентство AP.

При этом, по его словам, "на столе остаются два варианта" - либо закупка ядерного топлива, либо отправка низкообогащенного урана в третьи страны для его дальнейшего обогащения. Окончательный ответ по этому вопросу, как передает ИТАР-ТАСС, иранские власти обнародуют в течение нескольких дней.

- В Москве считают, что проблем с обогащением иранского урана "возникнуть не должно"
- МИД РФ: У России нет свидетельств того, что Иран занимается атомными работами немирного характера
- Аятолла Хаменеи выступает против прямых переговоров Тегерана с Вашингтоном

"Чтобы обеспечить получение топлива, мы можем, как и в прошлом, его покупать, и мы можем поставить часть нашего топлива (обогащенный до 3,5% уран)", - заявил Моттаки. "Выбор между этими двумя вариантами в настоящее время изучается, - сказал он, - и мы сообщим о решении через несколько дней".

При этом Иран будет продолжать обогащать свой уран в любом случае, отметил глава иранского МИДа.

Проект рамочного четырехстороннего соглашения, согласованного на днях представителями Ирана, России, США и Франции на состоявшихся в Вене переговорах под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), предусматривает дообогащение 1200 кг иранского низкообогащенного урана в России и изготовление из этого ядерного материала 116 кг топлива во Франции по американской технологии. Использование заокеанского "ноу-хау" необходимо потому, что действующий с конца 1960-х гг. исследовательский реактор в Тегеране был построен американцами.

Напомним, США и ряд других стран подозревают Иран в разработке ядерного оружия. Между тем Иран утверждает, что его ядерная программа носит исключительно мирные цели, а именно - удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

В Москве считают, что проблем с обогащением иранского урана "возникнуть не должно"

В России есть все возможности для дообогащения иранского урана, технических проблем возникнуть не должно, считает заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.

"В России есть несколько объектов, где может проходить процесс дообогащения иранского урана, - сказал дипломат в интервью "Время новостей". - Этот вопрос будут решать специалисты Росатома и МАГАТЭ в контакте с другими участниками соглашения. Но пока этот аспект особо не обсуждался".

По словам замглавы МИД России, "если схема будет реализована, то мы выступим в роли главного подрядчика". При этом, по словам дипломата, Россия не спонсирует проект из своего государственного бюджета, "и российский налогоплательщик не потратит на это ни копейки".

В МИД РФ надеются, что проект соглашения о поставке ядерного топлива будет приемлем и для Ирана. Речь идет о соглашении России, США и Франции, согласно которому иранцы предоставят свой низкообогащенный уран для дообогащения его в России, так как им самим запрещено обогащать уран выше определенного уровня. Затем из этого сырья во Франции будут изготовлены топливные стержни для Тегеранского исследовательского реактора.

"Этот проект - плод многосторонних переговоров, в частности, двухдневных дискуссий в Вене 19 и 20 октября, - подчеркнул замминистра. - Но надо понимать, что речь идет именно о проекте". "Документ представлен всем заинтересованным сторонам на рассмотрение и для возможных комментариев. - добавил он. - Иран пока официально не подтвердил свое согласие. Но мы рассчитываем, что нужный шаг будет сделан и соглашение окажется приемлемым и для иранской стороны".

Касаясь вопроса создания в России совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана, который обсуждался в 2006 году, Рябков отметил, что "нельзя проводить прямые параллели между периодами, тем более в вопросе, который динамично развивался". "Сейчас новый отрезок, и надо использовать те возможности, которые мы имеем, - полагает дипломат. - Иначе можно потерять массу времени и сил и зайти очень далеко, изучая причины, по которым тогда что-то не получилось. Сегодня вопрос не в том, кто виноват, а что делать".

"В СМИ сейчас больше внимания привлечено к Тегеранскому исследовательскому реактору, поэтому меньше говорится об остальных предложениях "шестерки", - заметил он. - Сейчас главная задача - наращивать доверие между сторонами, чтобы процесс выполнения остальных договоренностей пошел дальше. Совместный топливный проект по Тегеранскому реактору может этому способствовать".

МИД РФ: У России нет свидетельств того, что Иран занимается атомными работами немирного характера

Иран, по большому счету, демонстрирует готовность "к сотрудничеству и с МАГАТЭ, и с другими; и это хороший знак", заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. "У России нет свидетельств того, что Иран занимается атомными работами немирного характера, - подчеркнул он. - Более того, материалы МАГАТЭ по Ирану тоже не дают повода для такой озабоченности. Но кого-то эти выкладки не убеждают".

"Иранцы продолжают работы по обогащению урана в Натанзе, - напомнил дипломат. - Мы знаем, что есть ряд стран, у которых эти работы по производству низкообогащенного урана вызывают озабоченность".

"Иран ответил на очень многие вопросы и закрыл огромную часть существовавшего проблемного досье, - сказал Рябков. - Есть еще некоторые незакрытые сюжеты, и работа по ним продолжается. Интерпретация же переговорной тактики той или иной страны - вопрос политических предпочтений". "Нельзя сейчас делать вид, что все осталось по-прежнему, потому что сдвиги есть, особенно с учетом последних событий, - указал дипломат. - Надо дать иранцам дополнительные стимулы. А разве можно будет это сделать, если исходить из того, что иранцы тянут время? Только за один этот неполный месяц были найдены конкретные и потенциально работоспособные решения. Такое случалось нечасто".

По мнению замминистра, "схема по Тегеранскому реактору, если удастся ее реализовать, позволит охладить эмоции и реально оценить ситуацию". "Не исключено, что дальше процесс пойдет не столь же интенсивно, - заметил Рябков. - Но все должны набраться максимум терпения и сосредоточиться на наращивании динамики, появившейся благодаря усилиям стран "шестерки" и самого Ирана".

"Нельзя отказывать Ирану в законном праве на мирную ядерную деятельность, - считает замминистра. - Международное сообщество всегда подчеркивало важность восстановления своего доверия к сугубо мирному характеру иранской атомной программы. Об этом говорят резолюции Совета Безопасности ООН, совета управляющих МАГАТЭ, а также заявления "шестерки". "И здесь возникает основной вопрос: насколько эффективно нам удастся совместить первую цель со второй? То есть совместить право иранцев на мирную ядерную деятельность с восстановлением доверия международного сообщества к этой самой деятельности? - задается вопросом Рябков. - Работа по Тегеранскому исследовательскому реактору - один из важных компонентов на пути к достижению обеих целей".