В Таджикистане вступил в завершающую стадию судебный процесс над российским летчиком Владимиром Садовничим и его эстонским коллегой Алексеем Руденко
ozodi.org
В Таджикистане вступил в завершающую стадию судебный процесс над российским летчиком Владимиром Садовничим и его эстонским коллегой Алексеем Руденко Эта история началась весной 2011 года. Два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Таджикистане вступил в завершающую стадию судебный процесс над российским летчиком Владимиром Садовничим и его эстонским коллегой Алексеем Руденко
ozodi.org
 
 
 
Эта история началась весной 2011 года. Два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Тем не менее после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности (КНБ) Таджикистана
Moscow-Live.ru

В Таджикистане вступил в завершающую стадию судебный процесс над российским летчиком Владимиром Садовничим и его эстонским коллегой Алексеем Руденко. Их обвиняют в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде, за что летчикам грозит 15 лет тюрьмы. Они уже полгода содержатся в СИЗО Курган-Тюбе, у россиянина начались проблемы со здоровьем.

При этом вплоть до начала процесса 6 октября судьбой Владимира Садовничего посольство РФ в Душанбе вообще не интересовалось. Гендиректор компании, где работает летчик, трое суток простоял у здания посольства, но так и не добился приема. Эксперты полагают, что летчик стал заложником в российско-таджикском политическом торге, пишет "Коммерсант".

Эта история началась весной 2011 года. Два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investments Ltd. по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте этого года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул. 12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество, в том числе запасной двигатель, и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, с разницей в 20 минут вылетели в сторону аэропорта "Курган-Тюбе". Однако когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Владимир Садовничий связался с диспетчером "Таджикаэронавигации", тот заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул.

Сделать это было крайне проблематично, так как действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было. В этой связи Владимир Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту "Курган-Тюбе". Так же поступил командир второго воздушного судна гражданин Эстонии Алексей Руденко. Соответствующее разрешение было получено.

Тем не менее после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности (КНБ) Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Наказание по этим статьям предусматривает тюремное заключение сроком до 15 лет.

Обвиняемые с самого начала категорически отрицали свою вину. Они уверяют, что разрешение на пересечение границы было получено ими по всем правилам и после посадки в "Курган-Тюбе" передано официальным лицам. "Без всех документов, в том числе разрешения на пересечение границы, экипажам Ан-72 не позволили бы даже приблизиться к самолетам в аэропорту Кабула. Там действует военный режим, и для прохода к самолетам летчикам нужно преодолеть пять пунктов проверки", - пояснил близкий друг Садовничего Александр Сухоруков, знакомый с делом.

Странным эксперты считают и обвинение в контрабанде. Под ней подразумевается полуразобранный авиационный двигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. Примечательно, что после посадки в "Курган-Тюбе" оба самолета осмотрели таможенники и составили акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов. Однако в КНБ Таджикистана посчитали иначе.

Таджикский козырь

С самого начала адвокат и работодатели летчиков безуспешно пытались привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе. Представитель Rolkan investments Ltd. Валерий Пфефер рассказал, что гендиректор компании полгода назад обратился в посольство РФ. "Он простоял у посольства трое суток и, не добившись приема, опустил жалобу в ящик для писем", - сообщил Пфефер.

В МИДе РФ ситуацию с летчиками комментировать отказались. Собеседник "Коммерсанта" в ведомстве, знакомый с ходом процесса, сообщил лишь, что "сотрудник консульского отдела посольства РФ в Душанбе присутствует на заседаниях суда". "Мы отслеживаем ситуацию и делаем все, чтобы интересы нашего гражданина не пострадали", - добавил дипломат.

По словам очевидцев, представитель посольства в суде действительно присутствовал. Однако вплоть до 6 октября судьбой Владимира Садовничего дипломаты не интересовались, да и на самом процессе участия с их стороны не чувствовалось.

Накануне гособвинитель Файзулло Холлов потребовал признать подсудимых виновными по всем пунктам. Ожидается, что приговор суда огласят в начале ноября. Эксперты полагают, что он предрешен, так как россиянин стал заложником российско-таджикских отношений.

"Торг между Москвой и Душанбе по разным вопросам не прекращается", - заявил завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин, добавив, что Владимиру Садовничему, похоже, уготована роль таджикского козыря в этом торге. "Не исключаю, что это делается в преддверии подписания намеченных на весну договоренностей по российской военной базе, объекту "Нурек" и российско-таджикскому экономическому партнерству", - полагает эксперт.

Напомним, нередко в материалах, опубликованных сайтом WikiLeaks, власти Таджикистана нелестно отзывались о российских чиновниках, силовиках и стране в целом.

Так, согласно рассекреченным депешам американских дипломатов, в 2005 году президент Таджикистана Эмомали Рахмонов заявил, что российские генералы, бывшие советниками в Министерстве обороны Таджикистана, на самом деле действовали как мафия, сколачивая состояние на наркотиках. В их интересах было оставить бывшую советскую республику слабой в военно-техническом отношении, что позволяло бы им бесконечно вести свою игру.

Глава государства дал такую оценку во время встречи с послом США в Душанбе Ричардом Хоугландом. Как следует из текстов, Рахмонов на этой встрече разоткровенничался, распалившись на теме заговора против него, который якобы хотел устроить Путин при помощи российских пограничников в Таджикистане и бывшего командира президентской гвардии Гаффора Мирзоева.

Как следует из другой депеши, датированной 2 декабря 2005 года, в разговорах с американцами президент Рахмонов называл посла России в Таджикистане Рамазана Абдулатипова "не очень дипломатичным, но неплохим парнем". Он также подтвердил, что распорядился вывести из страны российских пограничников, потому что подозревал их в заговоре с осужденным за попытку государственного переворота бывшим командующим президентской гвардией Гаффуром Мирзоевым.

В 2009 году перед приездом в Кремль президент Таджикистана открыто раскритиковал Россию за неумелую реализацию проектов в Таджикистане. В частности, он назвал "неудовлетворительным" выполнение большинства двусторонних соглашений по строительству трех ГЭС в Таджикистане, которые обязалась возвести РФ, а также дал низкую оценку деятельности "Газпрома" по освоению таджикских месторождений.

Россия тогда была возмущена тем, что Таджикистан не вернул долг за электроэнергию, вырабатываемую Сангтудинской ГЭС-1, который перевалил за 30 млн долларов. Кроме того, Душанбе не спешит оплатить свою долю в станции (25% плюс одна акция). Недовольны в Москве и ситуацией с проектом Рогунской ГЭС. Россия рассчитывает получить ее в свои руки, а Таджикистан не хочет отдавать ей контрольный пакет.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Москвы, стала открытая борьба администрации Рахмона с русским языком и российскими телеканалами. Летом 2009 года в Таджикистане запретили использовать русский язык в официальной сфере, а еще раньше в стране прекратил вещание телеканал ВГТРК "РТР-Планета". Проблемы появились и у "Первого канала. Всемирной сети".