Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью британской The Guardian и пяти другим изданиям сообщил, что альянс собирается развернуть новые базы в Восточной Европе у российской границы. Несмотря на разногласия между членами альянса, они должны быть разрешены на саммите НАТО, который пройдет в Кардиффе на следующей неделе. Перевод материалов The Guardian и El Pais опубликованы на сайте InoPressa.
"Мы примем то, что называется планом действий для обеспечения боеготовности, целью которого будет возможность действовать быстро в совершенно новых условиях безопасности в Европе. У нас уже есть то, что называется силами быстрого реагирования НАТО, которые могут быть развернуты в кратчайшие сроки, если это потребуется, - заявил Расмуссен. - Наша задача - создать головной отряд, способный отреагировать мгновенно".
Он добавил также, что возможность быстрого подкрепления потребует создать в принимающих странах соответствующую инфраструктуру. Потребуются пункты заблаговременного складирования предметов снабжения, оборудования, строительство баз и штабов.
"В сухом остатке, в будущем присутствие НАТО на Востоке станет более видимым", - подчеркнул Расмуссен.
При этом нет сомнений, что эти действия вызовут острую реакцию Москвы.
Напомним, ранее Польша и страны Балтии неоднократно высказывали опасения о возможной агрессии против них со стороны России и просили усилить присутствие НАТО на востоке Европы. Между тем в недавнем докладе британского парламента отмечалось, что в настоящий момент НАТО не готов ответить в случае нападения на Прибалтику.
Вопрос о постоянных базах НАТО вызывает разногласия между странами альянса. Так, Франция, Италия и Испания выступают против, в то время как США и Великобритания всецело поддерживают эту идею. Германия занимает промежуточную позицию, не желая лишний раз провоцировать Россию, которая резко отрицательно реагирует на любые намеки об усилении НАТО у собственных границ.
Источники в альянсе сообщили The Guardian, что на саммите в Кардиффе участники, вероятно, смогут прийти к общему решению. По всей видимости, НАТО постарается избегать слова "постоянные" по отношению к новым базам, однако все же разместит гарнизоны к востоку от бывшего железного занавеса. Возможно, это будут части с постоянной ротацией состава.
"Суть в том, что любой потенциальный агрессор должен понимать, что при атаке на страну НАТО он столкнется не только с местной армией, но и с солдатами альянса", - подчеркнул Расмуссен.
"Мы должны признать, что Россия не считает НАТО своим партнером. Россия - страна, которая впервые со Второй мировой силой захватила территорию другой страны. Нам придется приспособиться к этим условиям", - заявил генсек.
Он также сообщил, что президент Петр Порошенко примет участие во встрече Украина - НАТО в Кардиффе. Он станет единственным представителем государства, не входящего в альянс, на этом саммите. Напомним, Россию на саммит в Уэльсе не пригласили.
Расмуссен в очередной раз выразил уверенность в том, что Россия проявляет повышенную активность на российско-украинской границе, и пообещал оказать помощь Украине.
Финляндия подпишет в Кардиффе соглашение с НАТО о военной помощи
Финляндия планирует во время саммита НАТО в Уэльсе подписать с этой организацией соглашение о военной помощи в кризисных ситуациях, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра обороны страны Карла Хаглунда.
"Соглашение будет подписано на следующей неделе", - приводит его слова Финское телеграфное бюро (STT).
Документ даст Североатлантическому альянсу право проводить учения на финской территории и, кроме того, предусматривает оказание помощи в период кризисов. Соглашение должно будет способствовать тому, чтобы улучшить готовность Финляндии принимать солдат из других стран, а также повысит уровень техобслуживания военной техники.
По словам Хаглунда, документ является частью партнерства Финляндии и Североатлантического альянса, которое было оформлено еще в начале 2000-х годов.
При этом, как заявил в эфире радио Yle Radio Suomi эксперт министерства обороны Финляндии Мика Варвикко, в министерстве не считают это шагом к вступлению в альянс. "Мы не рассматривали это как приближение к вступлению в НАТО и считаем соглашение просто удобным способом для развития сотрудничества с НАТО", - сказал он.