ЦРУ все шире практикует допросы подозреваемых террористов на борту самолетов, перелетающих из страны в страну
Архив NEWSru.ru
ЦРУ все шире практикует допросы подозреваемых террористов на борту самолетов, перелетающих из страны в страну Однако с 2001 года такой самолет приземлялся в военных аэропортах от Пакистана и Индонезии до Иордании, и иногда на его борту находились закованные по рукам и ногам пассажиры
ВСЕ ФОТО
 
 
 
ЦРУ все шире практикует допросы подозреваемых террористов на борту самолетов, перелетающих из страны в страну
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Однако с 2001 года такой самолет приземлялся в военных аэропортах от Пакистана и Индонезии до Иордании, и иногда на его борту находились закованные по рукам и ногам пассажиры
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Формальный владелец этого самолета - некая фирма Premier Executive Transport Services Inc. Директора и сотрудники этой фирмы, упоминающиеся в документах, похоже, существуют только на бумаге
Архив NEWSru.ru

Самолет Gulfstream V с турбореактивным двигателем очень любят руководители крупных корпораций и звезды. Однако с 2001 года такой самолет приземлялся в военных аэропортах от Пакистана и Индонезии до Иордании, и иногда на его борту находились закованные по рукам и ногам пассажиры, пишет The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru), возвращаясь к скандальной истории о пытках предполагаемых террористов на борту американских самолетов.

Формальный владелец этого самолета - некая фирма Premier Executive Transport Services Inc. Директора и сотрудники этой фирмы, упоминающиеся в документах, похоже, существуют только на бумаге. Каждому из этих сотрудников выдали номер социальной страховки лишь недавно, а адрес состоит из абонентского почтового ящика.

Всего в Premier Executive на пять абонентских ящиков зарегистрировано 325 имен. Хотя в строке "год рождения" у большинства имен указываются 1940-е, 1950-е и 1960-е, все получили номера социального страхования лишь в 1998-2003 годах.

Брайан Дайес, Стивен Кент, Тимоти Сперлинг и Одри Тейлор - это просто имена, без места жительства, работы, телефонов, и, по словам нынешних и бывших сотрудников разведки, являются ничем иным как прикрытием, которое ЦРУ использует для сокрытия своего участия в тайных операциях. В данном случае агентство перевозит захваченных террористов из одной страны в другую для заключения и допросов.

ЦРУ называет эту деятельность "переводом". Самолет помогает осуществлять такие переводы. Он имеет право приземляться на любых американских военных аэродромах во всем мире.

С 11 сентября 2001 года тайные переводы стали главным оружием в арсенале ЦРУ против подозреваемых террористов "Аль-Каиды". Однако по мере расширения этой практики агентству стало все сложнее сохранять это в тайне.

По данным сотрудников аэропортов и документам, Gulfstream V с бортовым номером N379P, использовался для перевозки заключенных в и из Индонезии, Пакистана, Египта и Швеции, обычно по ночам. Он садился для дозаправки на известных американских правительственных заправочных станциях.

Когда впервые стало известно о системе переводов, она немедленно подверглась критике со стороны правозащитных организаций, потому что целью перевода является доставка заключенного в такие страны, где используются жесткие методы ведения допроса, запрещенные в США Конвенцией ООН против пыток.

У ЦРУ есть право проводить переводы по президентской директиве, изданной еще при Клинтоне. Администрация Буша пересмотрела и возобновила ее.

ЦРУ от комментариев на эту тему отказывается.

По словам Майкла Шойера, бывшего эксперта ЦРУ по борьбе с терроризмом, власти никогда не обнародуют этот вопрос. "Настрой бюрократии таков: "Пусть кто-то другой делает грязную работу", - говорит он.

История Gulfstream V позволяет заглянуть в мир секретных операций ЦРУ.

О самолете ЦРУ стало впервые известно спустя 6 недель после катастрофы 11 сентября 2001 года.

26 октября 2001 года Масуд Анвар, пакистанский журналист, поведал в News in Islamabad о том, что пакистанские офицеры разведки передали американским властям йеменского микробиолога Джамиля Касима Саеда Мухаммада, который разыскивался в связи с причастностью к взрыву эсминца Cole. Сообщалось, что самолет с номером N379P, находившийся в малоиспользуемом терминале аэропорта Карачи, вывез Мухаммада 23 октября.

Спустя 8 недель, 18 декабря 2001 года, мужчина с американским акцентом в сопровождении шведского спецназа привел на борт Gulfstream V с номером N379P, который ждал в аэропорту Bromma в Стокгольме, двух граждан Египта. Об этом сообщили шведские чиновники и сотрудники аэропорта программе шведского телевидения "Голые факты".

Эти египтяне ранее подали запрос на получение политического убежища в Швеции. Их привели на борт самолета в красных комбинезонах, с наручниками на руках и связанных по ногам, и отвезли в Каир.

Ахмед Агиза был обвинен Верховным военным судом Египта в причастности к терроризму. Мухаммад Зери был освобожден. Оба говорят, что их пытали в египетской тюрьме.

Месяц спустя, в январе 2002 года, зарегистрированный в США Gulfstream V приземлился в военном аэропорту в Джакарте. По данным индонезийских чиновников, самолет увез Мухаммада Саада Игбаля Манди, египтянина, путешествующего с пакистанским паспортом и подозреваемого в членстве в "Аль-Каиде". Предполагалось, что он сотрудничал с террористом-башмачником Ричардом Рейдом. Без судебного слушания его отвезли в Египет. Его нынешний статус и местонахождение неизвестны.

В течение прошедшего года перелеты Gulfstream V фиксировались людьми, хобби которых - отслеживать передвижения военных и гражданских самолетов с помощью мощных биноклей и камер. Затем они выкладывают информацию на специализированных веб-страницах. По их сведениям, с октября 2001 года самолет приземлялся в Исламабаде, Карачи, Эр-Рияде, Дубаи (ОАЭ), Ташкенте, Багдаде, Эль-Кувейте, Баку и Рабате. Он часто останавливался в Международном аэропорту Даллеса в Вашингтоне, на иорданской военной базе в Аммане и в аэропортах во Франкфурте, Глазго и Ларнаке (Кипр).