Центр Симона Визенталя проводит в Германии операцию "Последний шанс": за информацию, которая приведет к осуждению нациста, полагается вознаграждение в 10 тысяч евро, пишет Der Spiegel.
Но некоторые оспаривают справедливость этой акции. Через 60 лет после падения Третьего рейха в живых осталось уже не очень много нацистских преступников. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Целью акции является привлечение к ответственности нацистских преступников за их злодеяния. "Все равно, сколько им лет, 75 или 105", – говорит Арие Рубин, руководитель еврейского фонда Targum Shlishi в Майами, который поддерживает операцию, проводимую Центром Симона Визенталя.
Эфрайм Зурофф, руководитель Центра Симона Визенталя в Иерусалиме, утверждает: "Речь идет о справедливости, и ее нужно достичь быстро. Время играет против нас". Возможно, есть еще тысячи нацистских преступников, которые не ответили за свои преступления и которые живы до сих пор, сказал охотник за нацистами на пресс-конференции, прошедшей в берлинском Рейхстаге. Исторический долг немцев - помочь наказать или хотя бы указать на преступников, считает Зурофф.
Как отмечает немецкая газета, аналогичная операция "Последний шанс" проходит в Польше, прибалтийских государствах и Австрии успешно. Благодаря операции получена информация о 329 возможных преступниках, против 79 подозреваемых уже выдвинуто обвинение. Однако действительно ли во всех 329 случаях речь идет о нацистских преступниках, пока не установлено, и на самом деле не каждый, против кого выдвинуто обвинение, виновен, говорит Зурофф.
Однако в то, что люди, находящиеся в розыске в рамках операции "Последний шанс", будут уличены в инкриминируемых им преступлениях, верится с трудом.
Руководитель Центра преследования нацистских военных преступлений Курт Шримм говорит: "Успеха я не обещаю. Люди, которые хранили тайну 50 или 60 лет, вряд ли выдадут ее за сравнительно небольшую плату в размере 10 тысяч евро". Также практически исключено, что нацистский преступник придет с повинной, говорит Шримм. За всю его карьеру ему встретился лишь один случай, когда обвинение нацистского преступника строилось на его же собственных показаниях.
Критически относится к операции Миша Брумлик, директор франкфуртского Центра исследований и документации истории и последствий Холокоста им. Фритца Бауэра. "Это ненужная и контрпродуктивная акция, так как она апеллируют не к морали, а, в первую очередь, к низменным инстинктам, к алчности. Однако ее организаторы, очевидно, посчитали, что без вознаграждения они не добьются никаких результатов, – сказал Брумлик. – Вместо разъяснительной работы в обществе они попытались привлечь внимание плакатными средствами".
"Конечно, – добавляет он, – эти преступления тоже надо расследовать. Но преступники, которые все еще находятся в розыске, – это очень пожилые люди, скорее всего, они не выдержат ни допроса, ни суда".
Как отмечает немецкая газета, в целом с 1950 года только судами Германии было осуждено около 6500 нацистских преступников. Сколько осталось безнаказанными, судить невозможно. "Нам даже не известны все их злодеяния".