Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
U.S. Institute of Peace
 
 
 
Вашингтонские школьники играют в чеченскую воину
Архив NEWSru.ru

В течение трех дней в Вашингтоне шла игра в чеченскую войну. В ней принимали участие 46 учеников старших классов из разных штатов страны, отобранных в ходе конкурса на лучшее сочинение о войне в Чечне. Организатором и спонсором игры выступил Американский институт мира - влиятельная политическая организация, членов совета директоров которой назначает президент США.

Это не была классическая игра в "казаков-разбойников" или ее более совершенствованная версия - военно-спортивная российская "Зарница", пишут "Известия".

Американские дети не шныряли по закоулкам Вашингтона и его лесистых окрестностей, не чертили стрелки на асфальте и не стреляли друг в друга шариками с краской. Все было очень цивильно. Под контролем педагогов старшеклассники вели дискуссии в аудиториях с кондиционированным воздухом о причинах этой войны (такова была и тема написанного ими эссе - "Мотивировка и оправдание чеченской кампании") и путях выхода из создавшегося конфликта.

"У нас богатый опыт проведения подобных игр, - говорит сотрудник отдела образования Института мира Джефф Хелсинг. - За последние пять лет мы провели около 20 таких имитаций - как со старшеклассниками, так и со студентами колледжей и их учителями. Но эта программа особая. Объект нашего пристального изучения - вооруженные конфликты. Темой учений в прошлом году был Кашмир, а до этого мы изучали Шри-Ланку, Эритрею, Колумбию, Камбоджу, Северную Ирландию. По условиям игры конфликт обязательно должен быть локальным, в нем должны присутствовать религиозные мотивы и террористические группировки. Воюющие лагеря: государство - с одной стороны, вооруженные оппозиционные группировки - с другой. Чечня полностью отвечает условиям и требованиям игры".

"Мы старались найти такой конфликт, в котором не были бы замешаны США . Это для того, чтобы наши игроки эмоционально не были "привязаны" к тому, о чем регулярно говорится в прессе. Мы хотели дать им возможность самостоятельно порассуждать об операциях российских войск на территории Чечни, о рейде Басаева в Дагестан, предшествовавшем второй чеченской войне, о захвате заложников на мюзикле в Москве. Но, конечно, свои выводы учащиеся могут применять и к военным кампаниям, которые вела и ведет их собственная страна", - рассказал Хелсинг.

В начале игры школьники разделились на "чеченских сепаратистов" и "российских политиков" и в первые два дня вели дискуссии в отдельных аудиториях. На заключительную часть имитации они объединились. Воспитанные в традициях политкорректности, участники игры не набрасывались друг на друга и не старались задавить аргументами. Когда один из участников чуть повысил тон дискуссии, его остановил другой школьник со словами: "Не горячись, ты же не депутат российской Думы!".

Американские школьники проявили поразительные познания, отмечает газета. Они представляли точку зрения вполне конкретных персонажей. С российской стороны это были: глава комитета Госдумы Алексей Арбатов, лидер СПС Борис Немцов, правозащитник Сергей Ковалев, журналист Анна Политковская, исполнительный секретарь Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова, а также архимандрит Марк (Головков) (интересы последнего представляла темнокожая девушка). Всего 12 человек.

Со стороны "чеченцев" присутствовали: советник Аслана Масхадова Хусейн Исханов, Саламбек Маигов, как было сказано в досье - представитель "подпольного чеченского правительства" (в действительности он является председателем Чеченского антивоенного комитета), Хасан Хамил, чеченский боевик из группы Хаттаба, некто Емин Орца, представленный как "независимый полевой командир", а также Шамсаил Саралиев, советник Ахмата Кадырова, Казбек Арсенаев, муфтий города Грозного и другие.

"В чем, на ваш взгляд, разница между террористом и борцом за свободу? - спрашивает ведущий одной из таких групп (на роль менторов были приглашены студенты Института Вирджинии из города Шарлоттсвилль и сотрудники Американского института мира). Руки тянутся, хотя и не слишком уверенно. "Борцы за свободу не нападают на гражданские объекты", - говорит одна девушка. "Для них насилие - средство, а не цель", - вторит ей другой старшеклассник. "А террористы?" На этот вопрос захотели ответить все.

Этот образ американскими детьми усвоен лучше. "Они взрывают бомбы, чтобы причинить максимальный ущерб гражданскому населению", "Они захватывают самолеты и врезаются на них в жилые здания", "Они - отчаявшиеся, незаконные анархисты!", "Их не поддерживают законные власти!", "Они не ищут политических путей примирения".

"Ну а кто такой Шамиль Басаев - террорист или борец за свободу?" - следует вопрос. "Наверное, и тот и другой", - неуверенно говорит парень, который до этого почти не участвовал в дискуссии.

Школьники, выступавшие на стороне чеченцев, по какой-то причине не захотели беседовать с журналистами. Зато желающих со стороны "федералов" было предостаточно.

"Мне было очень важно познать неизведанное, - говорит школьник из штата Луизиана Майкл Хетхорн, игравший роль Алексея Арбатова. - Ведь в Америке о Чечне почти ничего не известно. И газеты за пределами Вашингтона об этом ничего не пишут.

46 школьников-отличников, играющих в чеченскую войну, ждало в Вашингтоне несколько сюрпризов. Они посетили Белый дом и Капитолий, встретились с сотрудниками Совета национальной безопасности и конгрессменами. Тема Чечни во время этих встреч не обсуждалась. В игре приняли участие два эксперта, которые занимаются Чечней профессионально, - представитель Американского комитета за мир в Чечне Кристофер Свифт и сотрудник Госдепартамента, пожелавший остаться неизвестным.

Кристофер Свифт в основном говорил о "массовых преступлениях, которые творят федеральные войска на территории Чечни", о десятках тысячах беженцев и об отсутствии доступа российской прессы к объективной информации из Чечни (председателем Американского комитета за мир в Чечне является известный политолог, в прошлом помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, в члены совета входит бывший госсекретарь, отставной генерал Александр Хейг).

Представитель внешнеполитического ведомства США несколько раз выразил несогласие с оценками Свифта. Например, он скептически покачал головой, когда Свифт сказал, что Аслан Масхадов призвал судить Шамиля Басаева за совершенные им преступления. И, отвечая на вопрос одного из школьников, сказал: "Тот режим, который существовал в Чечне в период с 1996 по 1999 год, с его наркоторговлей, властью соперничавших полевых командиров, настоящей индустрией похищения людей, был настоящим бедствием. Независимая республика Ичкерия в том виде вряд ли могла быть примером для других народов, желающих свободы. Она могла только напугать весь мир. Я бы очень скептически отнесся к новым проектам предоставления независимости Чечне под властью Масхадова. И так же пессимистически отношусь к возможности каких бы то ни было переговоров с ним. Мы бы очень хотели видеть Чечню в составе России, но с новым, не скомпрометировавшим себя руководством. Наша позиция - России следует вести дело к политическому решению конфликта, но с новыми чеченскими игроками".