Журналист Питер Хунам, опубликовавший в октябре 1986 года в газете The Sunday Times фотографии израильского ядерного центра в Димоне, переданные ему Мордехаем Вануну, арестован сотрудниками израильской службы безопасности "Шабак"
eyespymag.com
Журналист Питер Хунам, опубликовавший в октябре 1986 года в газете The Sunday Times фотографии израильского ядерного центра в Димоне, переданные ему Мордехаем Вануну, арестован сотрудниками израильской службы безопасности "Шабак" На публикацию подробностей ареста и его причины временно наложен цензурный запрет. Хунам прибыл в Израиль накануне освобождения Вануну из тюрьмы после 18-летнего тюремного заключения
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Журналист Питер Хунам, опубликовавший в октябре 1986 года в газете The Sunday Times фотографии израильского ядерного центра в Димоне, переданные ему Мордехаем Вануну, арестован сотрудниками израильской службы безопасности "Шабак"
eyespymag.com
 
 
 
На публикацию подробностей ареста и его причины временно наложен цензурный запрет. Хунам прибыл в Израиль накануне освобождения Вануну из тюрьмы после 18-летнего тюремного заключения
Euronews
 
 
 
В Израиле Хунам был аккредитован как журналист телекомпании ВВС, занимавшийся съемкой документального телефильма о деятельности Мордехая Вануну
Euronews
 
 
 
Питер Хунам и Мордехай Вануну
Haaretz

Журналист Питер Хунам, опубликовавший в октябре 1986 года в газете The Sunday Times фотографии израильского ядерного центра в Димоне, переданные ему Мордехаем Вануну, арестован сотрудниками израильской службы безопасности "Шабак".

На публикацию подробностей ареста и его причины временно наложен цензурный запрет. Хунам прибыл в Израиль накануне освобождения Вануну из тюрьмы после 18-летнего тюремного заключения, сообщает ИА "Курсор".

В Израиле Хунам был аккредитован как журналист телекомпании ВВС, занимавшийся съемкой документального телефильма о деятельности Мордехая Вануну. В работе над фильмом ему помогала его супруга Хиллари Бэрнет.

Представитель британской телерадиокомпании выразила "глубокую озабоченность по поводу случившегося", но отказалась отвечать на вопросы о Хунаме, передает РИА "Новости".

В консульстве Великобритании в Израиле сообщили газете Ha'aretz, что идет рассмотрение обстоятельств дела.

Британский журналист состоял в тесных контактах с Ассоциацией за гражданские права в Израиле, которая готовит петицию за снятие с Вануну введенных властями ограничений на передвижение и общение. Бывшему израильскому заключенному "номер один" категорически запрещено общаться с иностранцами, давать интервью журналистам о своей прежней работе и приближаться к международным аэропортам, морским терминалам, государственной границе и иностранным посольствам.

С первого дня свободы Вануну, принявший христианство еще до ареста, проживает в англиканской церкви в Восточном Иерусалиме.

В 1986 году он после увольнения из израильского ядерного центра в Димоне за пацифистские настроения передал The Sunday Times фотографии и описание внутренних помещений центра, из которых был сделан вывод о существовании у Израиля нескольких ядерных бомб. В день своего освобождения Вануну заявил, что "гордится тем, что сделал".

Спецслужбы Израиля полагают, что бывший ядерщик по-прежнему располагает информацией, способной нанести ущерб безопасности страны. По их утверждению, в камере заключенного были найдены диаграммы и детальные схемы ядерного реактора Димоны.

Депутат израильского парламента (кнессета) от оппозиционной партии "Авода" Юли Тамир назвала арест Хунама "еще одним шагом, ограничивающим свободу слова в Израиле". По данным газеты Yedioth Ahranoth, парламентарий заявила, что "Израиль превращается в государство, которое не только ограничивает свободу слова, но и пытается заткнуть рот журналистам, сообщающим правду". "Это серьезная угроза демократии", - подчеркнула Тамир.

Операция по похищению Мордехая Вануну

В начале 80-х годов в газетах всего мира появились сообщения о том, что в Израиле проводятся исследования, ведущие к созданию ядерного оружия. Никаких конкретных доказательств этого не приводилось. Только косвенные: таинственный ядерный взрыв в Атлантическом океане, исчезновение урана, перевозимого на грузовиках в Англии и Франции, пропажа груза (тоже урана) с западногерманского судна Scheersberg, странные кражи с американского завода, принадлежащего компании Newman и расположенного в городе Аполло, откуда исчезли 342 килограмма урана.

Следы вели в Израиль, но где-то по пути терялись. Единственной зацепкой был снимок, сделанный еще в 1960 году американским самолетом-шпионом U2. На снимке был изображен странный объект в израильской пустыне Негев. Впоследствии американским конгрессменам, приехавшим в Израиль, показали тот бетонный объект в оазисе Димоны и пояснили, что здесь находится текстильная фабрика. Американцев это объяснение удовлетворило, и они не потребовали допуска на фабрику.

И вот в 1986 году в английской газете The Sunday Times появилось сенсационное сообщение о том, что за "текстильной фабрикой" в Димоне в действительности скрывался совершенно секретный завод по производству атомных бомб, уходящий в глубь земли на шесть этажей.

Автором этой статьи, проиллюстрированной фотографиями, подтверждающими ее правдивость, оказался израильский инженер Мордехай Вануну, проработавший на заводе десять лет. По его сведениям, Израиль располагал ядерными боеголовками в количестве от 100 до 200 единиц, что означало, что Израиль находится на шестом месте в мире среди ядерных держав.

Вануну очень беспокоили размахи израильской ядерной программы. Будучи религиозным фанатом и идеалистом, он передал газете The Sunday Timers материалы, не требуя вознаграждения.

"Если это поможет остановить ядерную угрозу, нависшую над моей родиной, то я буду счастлив", - сказал он журналисту газеты, через которого опубликовал свои материалы.

The Sunday Times собиралась, конечно, выплатить Вануну обычный гонорар, но не успела. Вануну исчез, несмотря на то, что в редакции его просили быть осторожнее: столь скандальное разоблачение ядерных планов Израиля неминуемо должно было вызвать реакцию со стороны служб безопасности и разведки.

Дальше началась дуэль между опекавшими Вануну журналистами и службой внешней разведки Израиля "Моссад". Израильтяне жаждали отомстить инженеру, разболтавшему главный секрет страны.

После нескольких месяцев усиленных поисков газетчикам The Sunday Times удалось обнаружить Вануну.

В истории операции по поимке Вануну не обошлось без женщины. Синтия Ханин, привлекательная блондинка, повстречалась Мордехаю в холле отеля, где он жил и писал свои очередные разоблачения. В действительности она была агентом "Моссада" Черил Бен Тов. Вануну, не ведая об этом, влюбился в нее и отвечал категорическим отказом на рекомендации осторожных журналистов из The Sunday Times скорее убираться из этого отеля и скрыться где-нибудь в провинции.

Синтия Ханин предложила Вануну совершить морскую прогулку, о которой он давно мечтал: несколько дней на яхте в открытом море вместе с прекрасной женщиной. Вануну все же позвонил в редакцию.

"Я уезжаю из Лондона на пару дней, но не волнуйтесь, все будет в порядке", - сказал он. Когда он не появился в назначенный срок с очередной статьей, журналисты заволновались, а еще через день забили тревогу.

В Адмиралтействе им сообщили, что именно в день исчезновения Вануну в море неподалеку от берегов Англии находились три судна под израильскими флагами.

По другой версии, та же Синтия выманила Вануну в Рим, где якобы пустовала квартира ее сестры. Там агенты "Моссада" скрутили Вануну и, накачав наркотиками, вывезли его в чемодане с дипломатической почтой в Израиль.