Белорусская оппозиция отрепетировала свержение Лукашенко. В минувшие выходные ее лидерам удалось вывести на центральные площади Минска примерно 2 тысячи человек. Для переворота этого недостаточно, зато оппозиционеры узнали, какой будет реакция властей: акция протеста была жестоко подавлена белорусским ОМОНом.
Теперь оппозиция знает, чего ждать от властей через год, и сможет к этому подготовиться, считает ГАЗЕТА GZT.ru. Издание прогнозирует, что серьезная попытка свержения режима Лукашенко может состояться 25 марта 2006 года. 25 марта 1918 года была объявлена Белорусская Народная Республика, и ее местные демократы считают прародительницей современного независимого белорусского государства. При этом Александр Лукашенко к просуществовавшей менее года БНР относится негативно. 25 марта в Белоруссии называют Днем воли.
Организатором "репетиционной" акции протеста стал бывший депутат Верховного совета Андрей Климов. Он обещает, что второй, завершающий этап белорусской революции пройдет через год: "Я добьюсь отставки Лукашенко, и в 2006 году у нас состоятся демократические президентские выборы". Его соратник, лидер Белорусской социал-демократической партии "Народная громада" Николай Статкевич, менее оптимистичен: "После событий на Украине и в Киргизии белорусская власть боится выступлений людей на улицах. Она пытается запугать народ, чтобы люди не выходили на улицу, поскольку это единственная угроза режиму".
Как подавляли демонстрантов
Октябрьская площадь, расположенная в 300 метрах от резиденции белорусского президента, с утра была оцеплена бойцами ОМОНа. Все подступы к месту проведения акции были блокированы. Это не помешало двум тысячам человек к полудню собраться на площади.
Первыми вышли индивидуальные предприниматели. После введения с начала года нового порядка взимания НДС - по принципу страны назначения - около 150 тысяч предпринимателей Белоруссии оказались на грани банкротства, поскольку теперь им приходится платить 18-процентный налог дважды (сначала в России, где они оптом закупают товары, а затем в Белоруссии). Через несколько минут к ним присоединились члены молодежной организации "Зубр" с лозунгами "Лукашенко в отставку" и "Чем мы хуже киргизов!".
В этот момент ОМОН начал выдавливать демонстрантов с площади. Лидера гражданской инициативы "Ветераны за демократию" Валерия Щукина соратники выносили на руках - в давке ему стало плохо. Сопротивляющихся избивали. Из рук митингующих выхватывали портреты политзаключенных и знамена и рвали их в клочья. Участники акции протеста "отстреливались" снежками.
Вскоре разогнанные демонстранты собрались в сквере неподалеку. Противостояние между ОМОНом и демонстрантами с Октябрьской площади переместилось на проспект Франциска Скорины. Демонстранты и "силовики" заблокировали тротуары по обеим сторонам проспекта на участке Октябрьская площадь-ГУМ. Были перекрыты все выходы из метро, посетители универмага "Центральный" и ресторана "Макдональдс" не могли выйти на улицу и вынуждены были пережидать внутри.
Участники акции прорывались обратно на площадь более получаса. Наиболее активных омоновцы время от времени вырывали из толпы, окружали плотным кольцом и уводили. Портреты политзаключенных и плакаты рвали в клочья.
В результате были избиты и доставлены в СИЗО около 30 человек. Против них возбуждены уголовные дела по статье "организация групповых действий, нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них", которая предусматривает наказание в виде ареста на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет. Сегодня над участниками акции протеста начнутся суды.
Пресса размышляет: кто следующий
В первое десятилетие после распада СССР демократия пустила корни во многих республиках лишь номинально. Из постсоветского хаоса возникли новые системы и новые лидеры, обещавшие свободу, но как-то ухитрившиеся сделать так, что свобода обеспечивала продолжение их власти. Как пишет The New York Times, сейчас в этих странах идет распространение демократической инфекции.
Подобно Шеварднадзе и Кучме, Акаев, похоже, верил, что государственная власть может диктовать условия якобы демократического процесса, благоприятные для угодных ей кандидатов. Белоруссия и Туркмения превратились в диктатуры, раздавившие оппозицию. Президент Белоруссии Александр Лукашенко прошлой осенью организовал референдум, который позволил ему выставлять свою кандидатуру неограниченное количество раз. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов заставил парламент объявить его пожизненным президентом.
Однако, по мнению американской газеты, страх и неприятные предчувствия сильнее всего в самой большой и сильной республике, в России. Президент Владимир Путин постоянно укрепляет государственный контроль, хотя и изображает себя демократом, отмечает издание.
После шквала критики в адрес России из-за ее роли в украинских выборах Путин и другие чиновники меньше проявляли себя в ходе парламентских выборов в Киргизии. Но после начавшихся беспорядков российские власти стали призывать к порядку и стабильности - то есть к сохранению статус-кво, одновременно критикуя тех, кто призывал к демократии.
Министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил о последствиях, которые влекут за собой попытки прийти к власти незаконным путем. И, наверное, не просто совпадением являются циркулирующие в России слухи о политическом будущем Путина после недавних восстаний в соседних государствах, пишет американская газета.
В ближайшее время революции произойдут в Казахстане, Белоруссии и, возможно, в Армении. Такое мнение высказал в интервью итальянской газете Corriere della Sera аналитик, эксперт по Киргизии, директор Института политических исследований Сергей Марков. На вопрос, почему революции пока не предвидится в России, он ответил, что в нашей стране есть фундаментальное отличие: президент пока очень популярен.
События в Киргизии продемонстрировали неспособность России защищать союзников. "Это колоссальный удар для России. Потерпел поражение самый пророссийский политик. Москва уходит из постсоветского пространства. И основная причина - политическая недееспособность российского правящего класса", - говорит Марков.