Руководитель работ по созданию пакистанской ядерной бомбы ученый-физик Абдул Кадир Хан утверждает, что КНДР с помощью Пакистана построила завод по обогащению урана
Reuters
Руководитель работ по созданию пакистанской ядерной бомбы ученый-физик Абдул Кадир Хан утверждает, что КНДР с помощью Пакистана построила завод по обогащению урана В отчете говорится, что еще в 90-х годах КНДР запустила завод по производству газа, нужного для обогащения урана. А уже к 2002 году Северная Корея имела не менее 3 тыс. центрифуг и могла обогащать уран, правда, в небольших количествах
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Руководитель работ по созданию пакистанской ядерной бомбы ученый-физик Абдул Кадир Хан утверждает, что КНДР с помощью Пакистана построила завод по обогащению урана
Reuters
 
 
 
В отчете говорится, что еще в 90-х годах КНДР запустила завод по производству газа, нужного для обогащения урана. А уже к 2002 году Северная Корея имела не менее 3 тыс. центрифуг и могла обогащать уран, правда, в небольших количествах
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Пакистан, как утверждает ученый-ядерщик, предоставлял северокорейцам оборудование, чертежи и технические консультации
Архив NEWSru.ru

Руководитель работ по созданию пакистанской ядерной бомбы ученый-физик Абдул Кадир Хан утверждает, что КНДР с помощью Пакистана построила завод по обогащению урана. Это означает, что помимо зарядов из плутония Северная Корея способна создавать оружие и с урановой начинкой, пишет "Независимая газета" со ссылкой на газету The Washington Post, которая получила в свое распоряжение отчет пакистанского ученого.

В отчете говорится, что еще в 90-х годах КНДР запустила завод по производству газа, нужного для обогащения урана. А уже к 2002 году Северная Корея имела не менее 3 тыс. центрифуг и могла обогащать уран, правда, в небольших количествах. Пакистан, как утверждает ученый-ядерщик, предоставлял северокорейцам оборудование, чертежи и технические консультации.

Сотрудники разведки и Госдепартамента США заявили американской газете, что отчет подтверждает подозрения, касающиеся работ в Северной Корее по созданию ядерного оружия. Ведь Пхеньян в сентябре 2009 года объявил, что продвинулся к завершающему этапу в овладении процессом обогащения урана. То есть он будет вскоре способен изготовлять не только плутониевые, но и урановые бомбы.

По утверждению Хана, Пакистан и Северная Корея в течение 10 лет поддерживали между собой очень тесные связи. Он описывает, как в 1999 году северокорейцы привезли его в туннель в горах. Ему показали ящики, содержащие компоненты для трех ядерных боеголовок. Они могли быть собраны и установлены на ракетах в течение одного часа. "Отдельно в шести ящиках хранились взрыватели для бомб".

Поездка Хана состоялась за семь лет до того, как КНДР произвела первое ядерное испытание. По мнению американских чиновников, отсюда следует, что достижения КНДР более внушительны и страна обладает более совершенным оружием, чем полагали ранее.

Между тем, бывший директор лаборатории в Лос-Аламосе Зигфрид Хекер выразил сомнение, что КНДР в 1999 году обладала достаточным количеством расщепляющегося материала для производства урановой бомбы. Хекер побывал на ядерных объектах Северной Кореи в 2004 году. По его словам, Хан, обвиненный пакистанскими властями в незаконной торговле ядерными технологиями, пытается выгородить себя.

Напомним, 9 февраля этого года Хан был освобожден из-под домашнего ареста, под которым находился с 2004 года, когда власти страны обвинили его в передаче ядерных секретов Ирану, КНДР, Ливии и Малайзии. Сообщалось, что в ходе допросов Хан признался в этом, но в июне 2008 года ученый заявил, что признания были сделаны под давлением.

Как утверждает Хан, на самом деле между Исламабадом и Пхеньяном существовала негласная договоренность, что пакистанская сторона будет консультировать северокорейцев по работе центрифуг в обмен на помощь Пхеньяна в установке ядерной боеголовки на ракете "Гаури" - варианте северокорейской ракеты "Нодон". купленной Пакистаном у КНДР.

Пакистанские официальные лица утверждают, что правительство не имело отношения к передаче столь чувствительных технологий. Но Хан говорит, что она была одобрена на высшем политическом и военном уровне. Согласие дал, в частности, генерал Халид Кидваи, который сейчас ответственен за состояние ядерных сил Пакистана.

Хан пишет, что он ездил в КНДР еще в 1994 году по просьбе армейского командования и Беназир Бхутто, которая тогда возглавляла правительство. Тогда и было закуплено 10 ракет "Нодон" за 150 млн. долларов. А северокорейские специалисты приехали в ядерный комплекс Кахута на северо-востоке Пакистана. Они свободно общались там с пакистанскими учеными и инженерами. В итоге КНДР получила 20 "устаревших" центрифуг.

Между тем, эксперты считают, что достоверно судить о наличии ядерных средств у КНДР можно только по двум испытаниям, которые она провела. "Второй взрыв был более мощным. Силу обоих взрывов точно измерили специалисты нескольких государств", - заявил российской газете старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Роальд Савельев. По его словам, Хан действительно консультировал ученых из КНДР, но эти контакты были прерваны. "США, пакистанские власти да и южнокорейцы теперь следят за каждым шагом Пхеньяна в ядерной сфере", - отметил Савельев.

Российский эксперт, как и ряд его американских коллег, подчеркнул, что в начале 2000-х годов КНДР вряд ли обладала ядерным оружием, готовым к боевому применению.