Работа над международным договором о торговле оружием может не завершиться в срок из-за противодействия Ирана, КНДР и Сирии, грозящих заблокировать утверждение окончательного текста соглашения
Global Look Press
Работа над международным договором о торговле оружием может не завершиться в срок из-за противодействия Ирана, КНДР и Сирии, грозящих заблокировать утверждение окончательного текста соглашения
 
 
 
Работа над международным договором о торговле оружием может не завершиться в срок из-за противодействия Ирана, КНДР и Сирии, грозящих заблокировать утверждение окончательного текста соглашения
Global Look Press

Вторая конференция по международному договору о торговле оружием (МДТО) в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке завершилась безрезультатно. В последний день форума 193 страны-члена всемирной организации так и не смогли достичь консенсуса по тексту документа, который призван ввести общие стандарты для сделок с обычными вооружениями - от пистолетов до танков.

"Я стремился добиться консенсуса среди участников, но, очевидно, что это нам не удалось", - констатировал председатель конференции, постоянный представитель Австралии при ООН Питер Вулкотт.

Свое принципиальное несогласие с имеющимся проектом МДТО высказали Иран, КНДР и Сирия, передает ИТАР-ТАСС. Они выразили недовольство несбалансированным характером текста, который не учитывает требования многих государств о необходимости пресечения передачи оружия тем, кто совершает его для агрессии.

Кроме того, в документе не нашло отражения неотъемлемое право государств закупать обычные вооружения для защиты своей территориальной целостности, отмечается в заявлении, распространенном делегацией Ирана.

Кроме того, три страны высказались против привязки к торговле оружием главы 7 Устава ООН, предусматривающей введение санкций в виде эмбарго на поставки вооружений.

Недовольство вызывает и пункт соглашения, вынуждающий государства отказываться от выполнения сделок со странами, которые заподозрены в серьезных нарушениях прав человека.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил разочарование неспособностью стран-членов достичь согласия по тексту МДТО. "Генеральный секретарь считает, что текст проекта был сбалансирован и мог установить эффективные общие стандарты для контроля за международными сделками с обычными вооружениями", - отмечается в заявлении официального представителя генсека ООН Мартина Несирке.

По его словам, административный глава организации уверен, что "соглашение было в пределах досягаемости, благодаря неустанной работе и духу компромисса между странами-членами".

Теперь проект МДТО будет вынесен на голосование Генеральной Ассамблеи, где он, наверняка, будет принят большинством голосов. Этого добиваются европейские государства, наиболее активно лоббирующие принятие соглашения.

Второго апреля Ассамблея заслушает доклад о проделанной работе председателя конференции - постоянного представителя Австралии при ООН Питера Вулкотта. После этого будет установлена дата голосования по документу. Как ожидается, оно состоится в течение недели.

Глава российской делегации на конференции - директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Михаил Ульянов - также выразил сожаление, что согласовать текст будущей конвенции не удалось. Он указал, что в проекте по-прежнему "много лазеек", но "абсолютно неприемлемых положений нет".

"В нем нет указания о недопустимости передачи оружия тем, кто не уполномочен на такие сделки властями, нет положений по реэкспорту, который является одной из основных причин попадания вооружений на "черный рынок", - сказал он в разговоре с российскими журналистами.

Кроме того, Михаил Ульянов выразил недовольство попытками ряда делегаций пренебречь правилами конференции и утвердить текст, несмотря на отсутствие консенсуса. "Мы выступаем категорически против этого", - заявил он в ходе своего выступления.

Международный договор о торговле оружием (МДТО) призван обеспечить контроль над сделками с обычными вооружениями, многие из которых попадают в руки пиратов и террористов, полевых командиров и участников преступных группировок.

В ходе первого раунда переговоров в рамках Генеральной Ассамблеи в июле 2012 года участники форума также не смогли согласовать окончательный текст конвенции.