Официальные данные о количестве российских военных, погибших во время операции в Сирии, значительно занижены. Минобороны РФ подтвердило гибель не более шести российских граждан, однако журналисты утверждают, что на полях сражений были убиты десятки россиян. В расследовании, опубликованном "Фонтанкой", в частности, говорится о том, что в Сирии на протяжении долгого времени воевали бойцы де-юре несуществующей частной военной компании (ЧВК), в состав которой входят сотни российских офицеров.
Журналисты издания утверждают, что на территории Сирии действовали бойцы батальона с тяжелым пехотным вооружением и бронетехникой, известного как "ЧВК Вагнера", который формально не существует. Этого подразделения нет ни в реестре юридических лиц, ни в структуре силовых ведомств. Однако оно на самом деле существует, а потери, которые несут ЧВК в Сирии, при этом не портят официальную статистику Минобороны.
По информации издания, вышеупомянутая ЧВК была сформирована на основе "Славянского корпуса", действовавшего в Сирии в 2013 году, под командованием подполковника запаса Дмитрия Уткина. Журналисты утверждают, что с весны 2014 года компания действовала на территории Крыма и Луганской области, после чего бойцы отправились на выполнение задач в Сирию.
- Минобороны РФ заказало более 10 тысяч медалей "Участнику военной операции в Сирии"
Уткин - профессиональный военный, который до 2013 года был командиром дислоцированного в Печорах Псковской области 700-го отдельного отряда спецназа 2-й отдельной бригады СпН Главного разведывательного управления Минобороны. После увольнения в запас он работал в Moran Security Group, частной компании, специализирующейся на охране морских судов в пиратоопасных районах.
В 2014 году, по информации источника, Уткин возглавил собственное подразделение, которое по его позывному получило условное наименование "ЧВК Вагнера". Журналисты отмечают, что ранее появлялись сообщения о смерти Вагнера в Донецкой области, однако они оказались уткой.
Существование ЧВК подтверждают документы за подписью президента РФ
Журналистам "Фонтанки" удалось найти документальное подтверждение существования "неформального батальона, каким-то образом признаваемого официальными структурами". Изданию неназванные источники рассказали о том, что бойцы Вагнера за боевые действия на территории Украины и Сирии получают государственные награды. Журналисты также опубликовали снимки наградных листов и самих орденов.
"На 23 Февраля, на 9 Мая - в Молькино (лагерь подготовки бойцов ЧВК в Краснодарском крае. - Прим. NEWSru.ru) награждение. Приезжает дядька седой в кожаной летной офицерской куртке, по виду - чекист в звании не ниже генерал-майора. Сначала тем, кто живой в строю, кому орден Мужества, кому - "Отвагу". Потом зачитывает тех, кого в строю нету, - посмертно", - рассказал журналистам один из собеседников издания.
В журналистском расследовании также упоминается о двух военных Андрее Ельмееве и Андрее Шрейнере, которые были похоронены 6 марта этого года на Аллее Героев Баныкинского кладбища Тольятти. Тогда местные СМИ сообщали о том, что мужчины погибли на Украине в ходе вооруженного конфликта на Донбассе, где они входили в состав народного ополчения.
Тем менее "Фонтанка" утверждает, что ни Ельмеев, ни Шрейнер не имели никакого отношения к народному ополчению, а давно работали по контракту на Уткина. Журналисты отмечают, что их имена были зачитаны в строю во время награждения в Молькино. Их обоих посмертно наградили орденом Мужества. В материале издания приводятся фотографии наградных листов за подписью президента РФ Владимира Путина.
В Сирии погибли десятки бойцов "невидимого батальона"
Журналисты отмечают, что у них нет точных данных о потере ЧВК в Сирии, однако собеседники издания утверждают, что речь идет о десятках россиян. "Рота, зашедшая в Сирию в сентябре 2015 года, покинула ее в конце декабря того же года, но, как говорят вернувшиеся, из 93 человек живыми и неранеными возвратилась треть. Основные же потери начались в январе - феврале, в боях за Пальмиру", - говорится в материале.
Сложность документального подтверждения точного числа погибших бойцов ЧВК в Сирии заключается в том, что даже служащие в одном взводе не всегда знают не только фамилии, но и имена друг друга. "Любопытство не приветствуется. С кем бок о бок свинец жуешь - иногда имен не знали. Кто чем занимался, кто, что - об этом не говорят", - рассказал источник издания.
В Сирии, по примерным подсчетам, находится подразделение Вагнера в составе около четырехсот человек. Когда журналист издания, спрашивая, предположил, что в лагере подготовки бойцов в Молькино сформирован отряд из 250-300 человек, то вызвал искренний смех у своего собеседника. "Три разведывательно-штурмовые роты, в каждой от девяноста до ста человек. Три взвода с СПГ и АГС - рота огневой поддержки. Рота ПВО с "Иглами". Рота связи. Рота охраны. Медчасть. Плюс гражданские - обслуживающий персонал. Без гражданских - человек шестьсот", - рассказали изданию.
Журналисты при этом отмечают, что процент потерь ЧВК в Сирии является крайне нехарактерным для частных военных компаний, как правило, исполняющих в зоне боевых действий локальные и узкопрофессиональные задачи, не предусматривающие хождения в атаку. Собеседники издания утверждают, что ЧВК использует в Сирии "тактику Второй мировой".
"Что мы там делаем? Идем первой волной. Наводим авиацию с артиллерией, вытесняем противника. За нами бодро заходит сирийский спецназ, а следом "Вести-24" вместе с ОРТ с камерами наперевес идут брать у них интервью", - рассказал один из бойцов ЧВК, вернувшийся из Сирии.
"Только штыков на АК не хватает, а то прямо Вторая мировая. Как было под Дебальцево - в поле людей выгоняли с техникой, и команда - ваша задача взять укреп, взять блокпост. И вперед, просто как на мясо. Когда по нам начинали со стодвадцаток класть, с "Кордов", с РПГ по технике - люди... их просто рвало. Прямой с РПГ - только руки-ноги остаются. Без обучения в Молькино в бой никого не пошлют, но чему успеют научить - просто элементарно стрелять, чтобы не сразу сдохнуть. У кого есть боевой опыт - они еще как-то более-менее живут, но все равно, не то", - вспоминает он.
В завершение журналисты отмечают, что количество желающих попасть в ЧВК Вагнера гораздо больше, чем число вакансий. При этом, по данным издания, заработная плата в частной военной компании составляет порядка 240 тысяч рублей в месяц.
"ЧВК в России - давняя тема"
После того как "Фонтанка" опубликовала свое расследование, военный журналист Аркадий Бабченко дал интервью порталу "Открытая Россия", в котором поделился своим отношением к ЧВК, которые, по его словам, существуют в России уже долгие годы.
"ЧВК в России - давняя тема. Время от времени всплывают какие-то слухи о специальных законах, начинаются разговоры про необходимость законодательно что-то прописать, но все это для лохов. ЧВК в России существуют давно. Я сам один раз подумывал устроиться в ЧВК при "Лукойле". "Луком-А" - есть такая структура. Одно время она даже на HeadHunter вывешивала объявления, набирала людей. Особенно желательны были выпускники воздушно-десантных училищ. Зарплата там была шикарная, условия службы - шикарные", - рассказал он.
При этом Бабченко крайне удивлен тем, что, по информации журналистов "Фонтанки", бойцы ЧВК Вагнера действуют в Сирии "в традициях Второй мировой". "Суть частных военных компаний в том, что они выполняют очень узкоспециальные задачи. Они не ходят в атаку. В странах первого мира ЧВК - носители самых передовых тактик ведения боя и самых передовых технологий. Туда набирают очень профессиональных людей, которые дорого стоят. Потери в ЧВК не такие большие: бойцы ЧВК умеют воевать и не лезут на рожон", - отметил журналист.
"Что же касается группы Вагнера, то, если судить по описанию "Фонтанки", это даже не ЧВК, а какой-то частный батальон с очень средним уровнем подготовки", - добавил Бабченко.
По официальным данным, за время российской военной операции в Сирии, с 30 сентября 2015 года, погибли шесть человек. В октябре Минобороны сообщило о гибели 19-летнего контрактника Вадима Костенко. Причиной его смерти в военном ведомстве назвали суицид, однако родственники усомнились в такой версии.
Еще двое военнослужащих погибли в ноябре на российско-турецкой границе после того, как турецкие военные сбили российский самолет Су-24. Командир экипажа Олег Пешков был убит огнем с земли, когда приземлялся после катапультирования. Морпех Александр Позынич погиб во время операции по поиску летчиков сбитого бомбардировщика. Также сообщалось о смерти военнослужащего Черемисина.
17 марта президент РФ Владимир Путин, выступая в Георгиевском зале Кремля на встрече с военнослужащими, отличившимися в ходе военной операции в Сирии, и вдовами погибших, подтвердил гибель пятого российского военного Федора Журавлева, о смерти которого официально не сообщалось.
По данным Reuters, командир Журавлева сказал на похоронах, что тот погиб в ходе спецоперации против боевиков Кабардино-Балкарии, но друг семьи погибшего и его сосед предположили, что тот мог быть убит в Сирии. Еще один друг семьи Журавлева рассказал агентству, что военнослужащий служил по контракту в спецназе ГРУ Журавлев жил в подмосковном Солнечногорске, где находится центр специального назначения "Сенеж", входящий в Силы специальных операций (ССО). В Министерстве обороны и Министерстве иностранных дел на запрос о месте гибели Журавлева не ответили.
О смерти шестого российского военного в Сирии сообщалось 24 марта. Тогда представитель авиабазы "Хмеймим" рассказал: "При выполнении специальной задачи по наведению ударов российских самолетов на цели террористов ИГ погиб офицер российских сил специальных операций. Офицер выполнял боевую задачу в районе Пальмиры в течение недели, выявляя важнейшие объекты игиловцев и выдавая точные координаты для нанесения ударов российскими самолетами. Военнослужащий героически погиб, вызвав огонь на себя, после того как был обнаружен террористами и окружен".
Кроме того, 23 марта команда Conflict Intelligence Team, неоднократно публиковавшая расследования о гибели российских солдат в Сирии, сообщила об убитом в арабской республике военнослужащем из РФ. По их данным, им оказался офицер внутренних войск РФ Сергей Чупов, который во время войны в Афганистане был командиром третьего взвода четвертой десантно-штурмовой роты 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады.