Заместитель министра культуры и национального наследия Польши Ярослав Селлин объяснил, почему Россию не допустили к проекту создания обновленного музея на месте бывшего нацистского концлагеря Собибор.
"Польша никакого отрицательного решения по этому поводу не принимала, - заявил он в интервью Польскому агентству печати (РАР), опубликованном 30 августа. - На заседании исполнительного комитета в мае, который проходил в Варшаве и в Собиборе, мы все вместе пришли к выводу, что в последний момент не имеет смысла присоединять очередное государство".
"Это не негативное решение по отношению к России, это позитивное решение в вопросе реализации до конца этого проекта в том составе, в котором мы работаем уже почти десять лет", - подчеркнул замминистра.
По его словам, Россия обратилась с просьбой включить ее в состав этого комитета "относительно недавно", и стремление Москвы участвовать в данном проекте "появились в основном потому, что организатором восстания (в концлагере. - Прим. NEWSru.ru) и человеком, который им руководил, был солдат Красной Армии Александр Печерский", отмечает РИА "Новости".
"Если говорить о формате места памяти, о том, как будет выглядеть музей, памятник, вся территория, то все эти решения уже давно были приняты комитетом, - добавил Селлин. - Мы уже не обсуждаем, как это должно выглядеть, поэтому, даже если бы Россия вошла в состав комитета, она уже не могла бы ничего изменить".
Как сообщало Министерство иностранных дел РФ, российскую сторону пригласили подключиться к проекту обновления мемориального комплекса в Собиборе в 2013 году. Его инициаторами выступили Польша, Израиль, Нидерланды и Словакия, представители которых входят в состав Международного управляющего комитета (МУК), реализующего этот проект.
Россия положительно отреагировала на приглашение, однако в июле текущего года Польша сообщила, что на заседании МУК было решено продолжать сотрудничество без участия РФ. В связи с этим послы стран-участников проекта были приглашены в российский МИД.
"Надеюсь, они спокойно разъяснили, что это не негативный шаг по отношению к России, а позитивный, направленный на то, чтобы завершить работу над новым местом памяти лагеря смерти в Собиборе", - цитирует Селлина ТАСС.
При этом замминистра заверил, что Россию пригласят на мероприятия по случаю 75-й годовщины начала восстания в Собиборе, которые пройдут в октябре будущего года.
Между тем Израиль заявил о поддержке участия России в этом проекте. Об этом сказал премьер-министр еврейского государства Беньямин Нетаньяху в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи 23 августа, сообщали в Кремле. Нетаньяху напомнил, что во главе восстания в Собиборе стоял советский офицер еврейского происхождения.
Концлагерь Собибор был создан в марте-апреле 1942 года, когда гитлеровцы приступили к "окончательному решению еврейского вопроса". Лагерь просуществовал до октября 1943 года. За полтора года там было уничтожено до 300 тысяч мужчин, женщин и детей.
В настоящее время на этом месте установлен мемориал, представляющий собой образ матери, прижимающей к себе ребенка. В последние годы здесь ведутся археологические раскопки. Новый мемориальный комплекс планируют создать к концу этого года или началу следующего.
При этом Собибор стал единственным нацистским концлагерем, где произошло крупное успешное восстание заключенных. Бунт начался 14 октября 1943 года, им руководил техник-интендант II ранга Александр Печерский, попавший в плен к немцам в окружении под Вязьмой. К моменту появления Печерского в лагере там уже существовала подпольная еврейская организация, но ее участникам не хватало военного опыта. Печерский предложил отказаться от мысли об одиночных побегах, поднять восстание и бежать всем вместе, поскольку оставшихся гитлеровцы убьют в любом случае.
В назначенный день, 14 октября 1943 года, охранников концлагеря по одному стали заманивать в мастерские под благовидными предлогами вроде примерки мундира. Там их душили или убивали ударами топорика. Когда охрана все-таки подняла тревогу, пленники под пулеметным огнем выломали ворота и вырвались на свободу.
Из лагеря сбежали больше 300 человек, но около 170 из них гитлеровцы в ходе облав обнаружили и убили, еще около 100 человек были выданы нацистам или убиты коллаборационистами. Остальные беглецы, ведомые Печерским, смогли добраться до территории Белоруссии.