Экс-руководитель и бывший основной бенефициар компании ЮКОС Михаил Ходорковский прокомментировал в интервью Forbes решение Гаагского третейского суда по делу ЮКОСа. Он высказался насчет возможных договоренностей между бывшими акционерами нефтяной компании, в частности, роли Платона Лебедева и Леонида Невзлина, а также заявил, что в решении суда нет никакой связи с западными санкциями против России, которая, согласно вердикту, должна бывшим акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов.
Ранее некоторые акционеры, например, глава Group Menatep Limited (GML) Тим Осборн, говорили, что могут пойти на уступки российской стороне в плане выплат, если та предложит выгодные условия. Бенефициар GML Леонид Невзлин, в свою очередь, предлагал конкретные предложения - закрыть все дела в отношении бывших владельцев ЮКОСа.
Ходорковский, однако, не уверен, получится ли сделка. Тем более что он сам ранее отмечал, что для Платона Лебедева, которого не выпускают из России, решение гаагского суда может таить угрозу. "Я не нахожусь в той позиции, в которой могу давать осмысленные комментарии по этому вопросу. Здесь, конечно, Леониду Борисовичу (Невзлину. - Прим. NEWSru.ru) виднее. Он занимался этой проблемой на протяжении всего последнего десятилетия", - заявил Ходорковский.
Что касается Лебедева, то Ходорковский считает, что его могут использовать в качестве заложника. "Будут ли они использовать человека в качестве заложника? - задается вопросом предприниматель. - Если для них в этом будет больше пользы, чем вреда, - будут. Будут ли при этом раскручивать третье, пятое, десятое и какое угодно дело ЮКОСа? Опять же, будут, если это принесет им выгоду".
Он подчеркнул, что не доверяет окружению Владимира Путина: "Могу только сказать, что окружению Путина я не доверяю и на пять копеек. Это люди, которые пошли на прямой обман судов - заведомый и нескрываемый - и понимали, что это выплывет наружу. Это люди, которые - как мне рассказывали, хотя у меня нет доказательств, - проводили совещания с судьями перед принятием решений по делу ЮКОСа. Доверять таким людям у меня нет абсолютного никаких оснований и желания".
"Право не имеет для них никакого значения - только сила, только в русле рассуждений "мы можем надавить или на нас могут надавить". Власть не понимает, для чего существуют государственные институты и гражданское общество - это все буржуйская выдумка", - подчеркнул Михаил Ходорковский.
К отношениям РФ и Запада приговор Гаагского арбитража почти не имеет отношения
Он также прокомментировал приговор гаагского суда в контексте введенных против России санкций. "Взаимосвязь решения суда и нынешних отношений России и Запада минимальна. Достаточно вспомнить хронологию Гаагского разбирательства. В 2004 году, когда акционеры ЮКОСа подали иск, российская власть с удовольствием приняла участие в процессе. На тот момент они считали, что абсолютно правы. К 2009 году, то есть через пять лет судебного разбирательства, когда стало понятно, что ситуация для ответчика совсем не такая, какой виделась им раньше, власть заявила о выходе из Энергетической хартии. Понимание того, что дело проиграно, у них было уже в 2009, когда никакого конфликта еще не было и в помине", - сказал он.
Кроме того, Ходорковский напомнил, что в Гаагском арбитраже расследованием занимались три арбитра на протяжении долгих лет. "Выбираются три арбитра: один - стороной ЮКОСа, второй - стороной России, а потом они уже выбрали третьего. И эти арбитры десять лет рассматривали исключительно это дело: заслушивали свидетелей и экспертов, прочитали все материалы и так далее. Сами понимаете: три профессионала занимались этим десять лет", - рассказал он.
Ходорковский о "Байкалфинансгруп": Сечин жестко и продуманно готовился к последующим судам
Напомним, что на слушаниях в Гааге сенсацией стало то, что из показаний представителей ответчика по иску бывших акционеров ЮКОСа против РФ выяснилось - за таинственной компанией "Байкалфинансгруп" (БФГ) стоял "Сургутнефтегаз" Владимира Богданова. Эта компания участвовала в выкупе через аукцион "Юганскнефтегаза", основного актива НК ЮКОС. После этого через несколько дней БФГ была продана "Роснефти".
Ходорковский заявил, что не знает, какую именно выгоду принесла эта сделка Богданову, и принесла ли вообще. "Мне сложно сказать, почему выбрали именно "Сургут". Мы прекрасно знаем, что и по факту, и в решении арбитражного суда изначальным бенефициаром была назначена "Роснефть" с ее руководителем Игорем Ивановичем Сечиным, который стоял за всей этой манипуляцией", - отметил предприниматель.
"То, что он сначала выставил в качестве прокладки "Байкалфинансгрупп", а потом в качестве второй прокладки - Богданова, демонстрирует, насколько жестко и продуманно он готовился к последующим судебным процессам и насколько, казалось бы, независимый нефтяник Богданов зависит от руководителя "Роснефти", тогда находившегося на другой должности Игоря Ивановича Сечина. На мой взгляд, никакой выгоды ни Богданов, ни "Сургут" от этой истории уж точно не получили", - заключил Михаил Ходорковский.
Отметим, что ранее Ходорковский заявил о проблемах, которые могут начаться у Сечина. "В решении арбитража конкретно указана не только Российская Федерация, но и бенефициары разграбления ЮКОСа. Во-первых, это "Роснефть", а во-вторых, "Газпром". Как поясняют юристы, это открывает широкие возможности для судебных и исполнительных процедур в отношении этих организаций. Я думаю, что у Игоря Ивановича Сечина теперь будет больше проблем, чем он ожидал", - говорил Ходорковский.