Президент Франции Франсуа Олланд отказался от идеи поменять конституцию страны, озвученной им после терактов в Париже в ноябре 2015 года
Global Look Press
Президент Франции Франсуа Олланд отказался от идеи поменять конституцию страны, озвученной им после терактов в Париже в ноябре 2015 года
 
 
 
Президент Франции Франсуа Олланд отказался от идеи поменять конституцию страны, озвученной им после терактов в Париже в ноябре 2015 года
Global Look Press

Президент Франции Франсуа Олланд отказался от идеи поменять конституцию страны, озвученной им после терактов в Париже в ноябре 2015 года. Тогда глава государства предложил прописать в главном законе страны возможность лишать гражданства тех французов, которые были осуждены по террористическим статьям. Инициатива вызвала раскол и жаркие дискуссии среди законодателей.

Предложение Олланда добавить в конституцию статьи о режиме чрезвычайного положения в связи с террористической угрозой (такой режим был введен во Франции после серии парижских атак 13 ноября 2015-го) получило достаточную межпартийную поддержку. В то же время идея лишать паспортов обвиненных в терроризме французских граждан привела к расколу мнений. Причем Олланд не получил достаточной поддержки со стороны его же Социалистической партии, пишет The Local.fr.

После того как парламент не смог договориться относительно предложенных президентом реформ, глава государства заявил, что "компромисс оказался недостижим". "Также я обратил внимание, что часть оппозиции враждебно относится к пересмотру конституции в принципе. Я глубоко сожалею об этом", - заявил Олланд.

Вместе с тем французский лидер заверил, что, несмотря на провал его плана по реформированию конституции, он "не будет отклоняться от обязательств, которые взял на себя в целях обеспечения безопасности" своей страны.

Любое изменение в конституции Франции считается одобренным, если проект пересмотра основного закона страны соберет три пятых поданных голосов всех депутатов и сенаторов. Для голосования созывается Конгресс парламента. Очередное заседание должно было пройти в следующем месяце.

Без достаточной поддержки инициатива Олланда наверняка провалилась бы, что могло лишить президента последних шансов быть переизбранным в 2017 году.

В январе 2016 года министр юстиции Франции Кристиана Тобира подала в отставку из-за разногласий по поводу запланированных изменений в конституцию страны. Бывшая глава Минюста неоднократно высказывалась против планов правительства лишить гражданства осужденных за терроризм французов в том случае, если они также являются гражданами другого государства.

Критики предложенной Олландом реформы отмечали, что лишения гражданства будет недостаточно для предотвращения терактов. Кроме того, эта мера может привести к стигматизации отдельных слоев населения, в частности мусульман - выходцев из Северной Африки, что может в итоге лишь подтолкнуть их в руки террористов.

Между тем власти Франции считают, что угроза терактов в стране стала еще выше, чем перед ноябрьскими атаками в Париже. Об этом в середине марта заявил французский премьер-министр Манюэль Вальс, призывая довести до логического завершения процесс внесения поправок в конституцию, связанных с режимом чрезвычайного положения и лишением уличенных в терроризме гражданства.

Впрочем, предложенная Олландом реформа конституции не решила бы другой существенной проблемы, мешающей Европе эффективно бороться с терроризмом. Речь идет о нескоординированности работы спецслужб европейских стран. Критика в адрес правоохранительных органов и разведки государств Европы участилась после серии терактов в Брюсселе 22 марта.

Теракты в Париже произошли 13 ноября прошлого года. Группа исламистов совершила серию нападений. Так, трое джихадистов взорвали "пояса смертников" у стадиона Stade de France во время товарищеского матча между сборными Франции и Германии, на котором присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Террористы также напали на кафе La Belle Equipe, пиццерию La Casa Nostra, бар Le Carillon, ресторан Le Petit Cambodge, театр Bataclan. Жертвами терактов стали 130 человек, 352 получили ранения.