Rzeczpospolita написала о взрывчатке на обломках разбившегося Ту-154, но потом признала ошибку
МАК
Rzeczpospolita написала о взрывчатке на обломках разбившегося Ту-154, но потом признала ошибку
 
 
 
Rzeczpospolita написала о взрывчатке на обломках разбившегося Ту-154, но потом признала ошибку
МАК

Редакция польской газеты Rzeczpospolita опровергла собственное сообщение о том, что следователи обнаружили частицы компонентов взрывчатки на обломках президентского самолета Ту-154, разбившегося два года назад под Смоленском.

"Мы совершили ошибку, написав о тротиле и нитроглицерине. Мы пишем еще раз – теории о взрыве остаются безосновательными", – отмечается в заявлении, которое цитирует "Интерфакс". Главный редактор издания Томаш Врублевский отметил, что "необходим более тщательный анализ, который может продлиться не менее полугода".

Rzeczpospolita опубликовала сенсацию без ссылки на конкретные источники. На фоне вчерашней информации о самоубийстве ключевого свидетеля по делу о крушении - пилота Як-40 Ремигиуша Муся - новое скандальное сообщение могло дать богатую пищу для сторонников конспирологических теорий.

- Официально прокуратура опровергла: это химические соединения

Издание сообщило, что сотрудники прокуратуры и эксперты по взрывному делу, которые повторно исследовали останки самолета в России, якобы обнаружили следы тротила и нитроглицерина на крыльях воздушного судна, в кабине пилотов и на месте расположения около 30 посадочных мест в салоне. Кроме того, частички взрывчатых веществ были найдены в районе крушения Ту-154, утверждает газета.

По данным журналистов, две недели назад следователи вернулись на родину и в ближайшее время представят посвященный исследованию доклад. Военная прокуратура Польши отчитается о результатах общественности.

Ранее как российские, так и польские следователи опровергли версию о возможном теракте как причине крушения самолета. По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), катастрофа произошла из-за просчетов в подготовке пилотов и их ошибочного решения не уходить на запасной аэродром. В то же время польская сторона считает, что определенную часть вины должны нести и российские диспетчеры, которые разрешили самолету посадку, несмотря на плохие погодные условия.

В официальных докладах обеих стран говорилось, что следователи не обнаружили никаких доказательств участия третьих сторон в инциденте. Однако некоторые правые организации в Польше, в том числе оппозиционная партия "Закон и Справедливость", сразу выдвигали версию о запланированном убийстве президента Леха Качиньского и уничтожении политической и военной элиты страны.

Газета выяснила, что новые сведения обескуражили прокуратуру, которая теперь не знает, что с ними делать. В то же время не исключается, что частицы взрывчатки могли попасть на обломки самолета при его ударе о землю из неразорвавшихся бомб периода Второй мировой войны, которыми некогда был щедро усыпан район крушения - 70 лет назад там шли кровопролитные бои.

Официально прокуратура опровергла: это химические соединения

Польские следователи, работающие в Смоленске, не подтверждают наличия тротила на обломках разбившегося президентского самолета, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на представителя военной прокуратуры Польши полковника Иренеуша Шелянга.

По его словам, в выкладках, которыми пользовались польские следователи, говорилось о "химических соединениях".

"Это могли быть продукты взрыва, но окончательные данные станут известны после проведения лабораторных исследований", – подчеркнул Шелянг.

Может ли быть кому-то выгодной смерть пилота Муся

На этом фоне прессу заинтересовали обстоятельства странной смерти пилота Як-40 Ремигиуша Муся, о которой сообщалось накануне. 42-летний Мусь, считавшийся важным свидетелем дела о крушении 10 апреля 2010 года, был найден повешенным в подвале собственного дома 28 октября.

Самолет Муся приземлился в аэропорту Смоленска за полчаса до падения Ту-154. По словам пилота, находясь в кабине, он слышал переговоры диспетчеров аэропорта с экипажем президентского борта. Он утверждал, что российский диспетчер позволил Ту-154 спуститься на высоту до 50 метров. По официальной версии, диспетчер не разрешал самолету снижаться ниже 100 метров. Кроме того, Мусь якобы слышал звук двух взрывов перед крушением.

Другим ключевым свидетелем по делу считается второй пилот Як-40 Артур Воштыль - после самоубийства Муся его предлагается взять под защиту полиции.

Тем не менее пока у полиции нет данных, что смерть Ремигиуша Муся может быть насильственной. Как пишет газета "Московский комсомолец", хотя предположения, что пилота могли убрать заинтересованные лица, хлынули в прессу, вряд ли смерть Муся могла быть кому-то выгодна. Его показания задокументированы, а без доказательств на основании записей "черных ящиков" они не имеют ценности. Если же появятся новые расшифровки переговоров, нужды в личных показаниях тоже не будет, отмечает издание.

В любом случае российский след в трагедии искать не стоит, заявил в эфире радиостанции "Коммерсант FM" доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш. Он напомнил, что Лех Качиньский летел без официального приглашения по собственной инициативе. При этом на записи переговоров зафиксировано, что российские диспетчеры несколько раз предлагали Ту-154 другой аэропорт. "В любом случае, российские власти продемонстрировали максимум доброй воли. Понятно, что чье решение, того и ответ", - отметил эксперт.